Колодяжная Инна Сергеевна, воспитатель МДОУ ЦРР д/с «ПОЛЯНКА»

Культурные практики «Чудесный мир салфеток»

                     Культурные практики «Чудесный мир салфеток»

Пояснительная записка.

Художественное воспитание детей в современной системе воспитания не может быть второстепенным. Изобразительное искусство, бумажная пластика, художественное конструирование - наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает пространство воображения, творческие способности.

 Огромное значение для развития творческих способностей детей младшего возраста представляет бумажная пластика.

В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно- творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Занятия в кружке позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Происходит ориентация дошкольников на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.

Актуальность проблемы.

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.

Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т.С.Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.

Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является – работа с бумагой.

Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки, фантики от конфет и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям младшего дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами

Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.

Цель программы.

Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.

Задачи.

Обучающие:

1. Учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок); умение работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;

 

2. Формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;

3. Формировать навыки учебной деятельности:

· умение действовать по словесным инструкциям;

· умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи;

4. Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.

Развивающие:

1. Способствовать развитию мелкой моторики рук; развивать точность и координацию движений руки и глаза; гибкость рук, ритмичность.

2. Совершенствовать движения рук и психических процессов: · произвольного внимания;

· логического мышления;

· зрительного и слухового восприятия;

· памяти, речи детей.

Воспитательные:

1. Воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.

Структура организации кружка.

В реализации программы участвуют дети 3-4 лет.

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю длительностью 15 минут во второй половине дня, по подгруппам.

Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).

Срок реализации программы 8 месяцев. Педагогический анализ знаний и умений проводится 2 раза в год. Вводный в конце сентября, итоговый- конец мая.

Ожидаемые результаты работы

Решение задач данной программы поможет детям овладению основными приемами в технике «бумажная пластика»: разрывание и сминание бумаги, согласовывание своих усилий и действий, передача образа предмета, явлений окружающего мира. Освоению навыков работы с клеем, и самое главное развитие умелости рук, мелкой моторики, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.

Формы проведения итогов реализации дополнительно- образовательной программы:

 - Выставки детских работ в детском саду;

- Дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам);

- Составление альбома лучших работ.

Содержание курса кружка.

Тема.

Цель.

1. Знакомство с бумагой

« Бумажная Фея»

Познакомить детей с некоторыми свойствами бумаги (толстая – тонкая, прочная) в процессе выполнения с ней различных действий (сминание, разрывание, скручивание).

Заинтересовать детей работой с бумагой.

2.«Осенние листочки».

Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, приклеивать кусочки бумаги к картону, создавать изображение листопада, продолжать знакомство с «тёплыми» цветами (жёлтый, оранжевый, красный).

3.«Воздушный шарик для сказочного героя».

Продолжать учить детей скатывать комочки из салфеток, учить делать поделку из одного шарика.

4.«Колобок».

Продолжать учить детей делать поделку из одного шарика, добавлять дополнительные детали.

5.«Яблонька».

Учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, обмакивая в клей приклеивать их к картону, аккуратно работать с клеем. Развитие сенсомоторики. 

6.«Ягодное варенье в банке».

Продолжать учить скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них композицию. Воспитывать желание делать аппликацию и доводить начатое дело до конца. Укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику.

7. «Петушок-золотой гребешок».

Упражнять в комкании и скатывании в жгутики полосок от бумажных салфеток (техника бумагопластики). Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных шариков на силуэт хвоста). 

8.«Конфетки»

Продолжать знакомить детей с бумагой и её свойствами ; учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, приклеивать их к картону; формировать интерес и положительное отношение к аппликации.

9.«Солнышко».

Продолжать учить детей работать в смешанной технике: бумажная пластика + рваная бумага, дополнять по желанию недостающими деталями, развивать воображение, чувство цвета и формы.

10.« .«Мороженное в вафельном стаканчике».

Учить последовательно выполнять работу:, скатывать салфетки в комочек, обмакивать в клей и прикладывать близко друг другу, развивать цветовое восприятие

11.«Зайчик».

Упражнять в умении скатывать бумажную салфетку в комки, составлять предмет из двух шариков, дополнять образ недостающими деталями. Аккуратно пользоваться клеем. Развивать желание работать вместе с другими детьми Воспитывать дружеские отношения

12.«А у нашего двора снеговик стоял с утра».

Продолжать учить детей делать поделку из двух шариков, дополняя ее мелкими деталями.

13.« Елочка зимой».

Продолжать учить скатывать из мелких кусочков бумаги шарики, аккуратно пользоваться клеем. Воспитывать самостоятельность и доброжелательные отношения к другим детям

14.«Шарики для новогодней елки»

Закреплять умение делать игрушки из одного шарика. Закреплять знания цветов.

15.«Пушистый воротничок для деда Мороза и Снегурочки».

Учить отрывать от листа бумаги кусочки и полоски, сминать бумагу в комочки, использовать бумагу в зависимости от ее качеств. Воспитывать интерес к аппликации.

16.«На полянку на лужок тихо падает снежок».

Продолжать учить скатывать из мелких кусочков бумаги шарики и равномерно наклеивать по всему листу. Развивать эстетическое восприятие, желание довести начатую работу до конца.

17.« Горшочек каши».

Продолжать учить скатывать салфетки в комки, выполнять поделку из нескольких шариков, Воспитывать любовь к художественной литературе.

18.«Пирамидка».

Учить выполнять поделку из нескольких шариков, чередуя их по размеру.

19.« Ежик».

Упражнять в умении отрывать от листа бумаги кусочки и полоски,,  сминать бумагу в комочки, использовать бумагу в зависимости от ее качества. Воспитывать интерес к работе с бумагой.

20.«Вышла курочка хохлатка с нею желтые цыплятки».

Закреплять умение аккуратно

 и последовательно выполнять работу: скатывать из салфетки комочки, обмакивать их в

 клей и выкладывать по контуру. Развивать цветовое восприятие. Формировать представление о домашних птицах.

21.«Цветы в подарок маме».

Учить детей создавать красивую композицию из цветов .в смешанной технике: бумажная пластика + рваная бумага развивать эстетическое восприятие, формировать образное представление. Воспитывать заботливое отношение к маме, желание ее порадовать.

22.«Толстые животики»

Учить детей формировать из бумаги комочки, приклеивать их в определенном месте основы.

23.« Покормим птичек»

Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, делать из них маленькие шарики, формировать интерес и положительное отношение к аппликации

24.«Облака- белогривые лошадки»

Закреплять навык скатывания шариков из салфеток, навык наклеивания; (внутри контура). Развитие эстетического восприятия.

25.« Веселый клоун»

Изготовление в технике бумагопластики мячей для клоуна-жонглёра; наклеивание их, опираясь на зрительный ориентир. Воспитывать самостоятельность и желание довести начатую работу до конца.

26.« Стоп, машина! Тише ход! На дороге пешеход!».(светофор)

Закреплять умение делать поделку из трех шариков

27.« Божья коровка».

Закреплять умение скатывать из бумаги комочки разных размеров, составлять изображение из частей, дополнять недостающими деталями. Формировать интерес к насекомым

28.« Рыбка».

 Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных шариков на силуэт ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективный план.

Дата.

Тема.

Работа с детьми.

Материал.

Итог.

1

2

3

4

5

Октябрь.

1 неделя.

« Бумажная Фея».

Игровое занятие « Бумажная Фея».

Кукла « Бумажная Фея».

Квадратные листочки бумаги разных видов (салфетка, цветная, ватман, картон, конфетные фантики).

Выставка готовых поделок, выполненная воспитателем.

2 неделя.

« Осенние листочки».

Пальчиковая гимнастика «Осень»,

Физкультминутка

 « Листочки» стр 38.

Чтение стихотворения

Двусторонняя бумага ярких цветов(жёлтый, оранжевый, красный), 1/2 альбомного листа, клей, кисти, салфетки.

Выставка для родителей.

3 неделя.

« Воздушный шарик для сказочного героя».

Хороводная игра

« Шарик»

Упр. « Рисуем шарики» (рисование на крупе).

Изготовление игрушки.

Салфетки разных цветов, нитки, клей, листа бумаги со сказочным героем.

Панно.

4 неделя.

« Колобок».

Показ кукольного театра « Колобок»

Физкультминутка

« Колобок».

Изготовление игрушки.

Салфетки желтого цвета, клей, дополнительные заготовки для оформления. Кукольный театр.

Пополнение театрального уголка.

5 неделя.

« Яблонька».

Пальчиковая гимнастика « Фрукты»

д/и. « Угадай на вкус».

Изготовление яблок.

1/2 альбомного листа с изображением яблони, кусочки бумаги желтого красного, зеленого цветов, клей.

Подарки малышам.

Ноябрь.

1 неделя.

« Ягодное варенье в банке»

Физкультминутка « Мы с друзьями» стр. 46.

Пальчиковая гимнастика « Ягоды».

Изготовление ягод.

Салфетки красного, синего цвета. Ягоды. Игрушка медвежонок.

Выставка.

2 неделя.

«Петушок-золотой гребешок».

Физкультминутка

 « Петушок», стр. 28.

Пальчиковая игра

« Игрушки», стр. 56.

Украшение петушка.

тонированного листа ватмана с силуэтом петушка хвост не раскрашенный, цветные бумажные салфетки; клей, кисти, салфетки

Коллаж.

3 неделя.

« Конфетки».

Упражнение « Разноцветные конфеты».

Упражнение «Ловкие ручки» - подобрать крышечки к баночкам.

Приготовление конфет.

Двусторонняя бумага ярких цветов; лист картона круглой формы (тарелочка); клей ПВА.

Пополнение игрового уголка.

4 неделя.

« Смотрит солнышко в окошко»..

Подвижная игра

« Солнышко и дождик».

. Самомассаж камушками – катать по очереди каждым пальчиком камушки

Изготовление аппликации.

Альбомный лист бумаги с изображением окна, желтые бумажные салфетки, бумага желтого цвета, фломастеры, клей, кисти, салфетки.

Выставка для родителей и сотрудников детского сада.

Декабрь.

1 неделя.

« Мороженное в вафельном стаканчике».

Словесная игра « Угадай какое мороженное».

Рассматривание картинок.

Изготовление поделки.

Кукла Катя, 1/2 альбомного листа с изображением вафельного рожка, цветные бумажные салфетки, клей ПВА

Подарки для куклы.

2 неделя.

« Шарики для новогодней елки».

Физкультминутка « Елочная игрушка», стр. 21.

« Украшение елочек».

Заготовки картонных елочек, салфетки разных цветов, клей.

Украшение приемной

3 неделя.

« А у нашего двора снеговик стоял с утра».

Хоровод вокруг снеговиков « Снежная баба».

. «Веселый снеговик» - рисуем мелками круги разного размера

Изготовление игрушки.

Белые салфетки, носик, клей. Игрушка Снеговик. Фломастеры.

Хоровод снеговиков.

4 неделя.

« Елка зимой».

Хороводная игра

« Белые елочки».

. Игра с прищепками «Наряжаем елочку».

Изготовление открытки.

альбомного листа, заготовки из зеленой бумаги (треугольники разных размеров), двусторонняя бумага ярких цветов (фантики) , клей, кисти, салфетки

Открытка приглашение на новогодний утренник.

Январь.

2 неделя.

« Пушистый воротничок для деда Мороза и Снегурочки»

Пальчиковая гимнастика « Подарки».

Рассказывание стихотворений про деда Мороза и Снегурочку.

Украшение деда Мороза и Снегурочки».

Заготовки рисунков с изображением Деда Мороза или Снегурочки, белая бумага, клей, кисти

Выставка.

3 неделя.

. « Зайчик».

Хороводная игра

« Зайка».

. Упражнение «Животные хотят пить» - наливаем воду из стакана в тарелочку, ложкой.

Изготовление зайчиков

Игрушка зайчика, тонированного листа ватмана, белые бумажные салфетки, ватные диски, разрезанные на части, клей, кисти, салфетки

Коллаж « Зима в лесу».

4 неделя.

« На полянку на лужок тихо падает снежок».

Хоровод « Зимний лес».

. Упражнение «Собери снежинку» -выкладывание узора счетными палочками.

Украшение картины снежком.

Картина зимнего пейзажа, лист бумаги с наклеенными деревьями, белые салфетки,клей, кисти.

Выставка.

Февраль.

1 неделя.

« Горшок каши».

Чтение сказки

« Горшочек, вари!»

Изготовление панно.

альбомного листа с наклеенным горшочком, желтые бумажные салфетки, клей ПВА;

Выставка для родителей.

2 неделя.

« Пирамидка».

Игра « Собери пирамидку».

Изготовление пирамидки.

альбомного листа, цветные бумажные салфетки, клей ПВА; пирамидка

Подарки малышам.

3 неделя.

« Ежик».

Физкультминутка « Ежик и барабан».

Пальчиковая гимнастика « Ежик», стр. 76.

. Упр. «Ежики на прогулке» - делаем колючки для ежиков (прищепки)

Изготовление поделки.

Тонированная бумага с контуром ежика, салфетки коричневого цвета,, игрушка ежик, клей, кисти, салфетки.

Выставка.

4 неделя.

« Вышла курочка хохлатка с нею желтые цыплятки».

Подвижная игра «Курочка- хохлатка».

Упражнение «Домашние животные» - найти в мешочке фигурки животных на ощупь

Изготовление коллажа.

тонированного листа ватмана, желтые салфетки, кусочки цветной бумаги, ватные диски, фломастеры, игрушка курочка, клей.

Коллаж.

Март.

1 неделя.

« Цветы для мамы».

Пальчиковая гимнастика « Букет для мамочки».

Изготовление открытки.

тонированного листа с контурным изображением веточки, салфетки желтого цвета, зеленая цветная бумага,

Подарок для мамы.

2 неделя.

« Толстые животики».

Хороводная игра

 « Вышел мишка на лужок».

Изготовление игрушек.

Двусторонняя бумага черного и коричневого цветов, картинки с контурным изображениями мишки и Чебурашки; клей ПВА; цветные карандаши, салфетки.

Подарки для малышей.

3 неделя.

« Покормим птичек».

Пальчиковая гимнастика « Кормушка», стр. 69.

«Птичьи следы на песке» - рисуем на манке пальчиками.

Обыгрывание ситуации

« Как помочь птички?».

Изготовление птичек и зернышек.

Двусторонняя коричневая бумага; альбомного листа с контурным изображением птички, игрушечная птичка, клей, кисти, салфетки

Изготовление кормушки.

4 неделя.

« Облака- белогривые лошадки».

Пальчиковая гимнастика « Тучи».

Физкультминутка «Мы летим под облаками».

Изготовление картины

 « Весна».

тонированного листа  с изображением реки, белые бумажные салфетки и бумага, клей, кисти, салфетки.

Выставка.

Апрель.

1 неделя.

« Веселый клоун».

Игра « Изобрази героя сказки».

Пантомима « Веселый клоун».

Изготовление шариков для клоуна.

листа  с изображением клоуна, фантики от конфет, бумажные салфетки ярких цветов, клей, кисти, салфетки

Оформление приемной к празднику.

2 неделя.

«Стоп , машина! Тише ход! На дороге пешеход!» ( светофор).

Подвижная игра

 « машины!», стр. 47.

Упр. «Проехала машина» - рисуем на манке, рассыпанной тонким слоем на подносе, следы от машины.

Изготовление светофора.

Салфетки красного, желтого, зеленого цвета, альбомного листа с нарисованным светофором, клей.

Поделки для сюжетной игры.

3 неделя.

« Божья коровка».

Пальчиковая гимнастика « Насекомые».

Упражнение «Солнечный денек» - с помощью прищепок делаем солнышко.

Изготовление божьей коровки.

листа, красные бумажные салфетки, черная цветная бумага, клей, кисти, салфетки. Божья коровка.

Изготовление полянки в центре природы.

4 неделя.

« Рыбка».

Пальчиковая гимнастика « Рыбка», стр. 77.

Изготовление рыбок.

альбомного листа с контурным изображением моря, бумажные салфетки разных цветов, кусочки цветной бумаги, клей, кисточки, салфетки.

Изготовление панно « Море».

Методическое обеспечение.

1. Виды и формы занятий:

А) Контрольно- диагностический: Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины посредством дидактического материала.

Б) Познавательно- досуговые: дидактические игры, пальчиковая гимнастика, чтение, физкультминутки.

 2. Методы и приемы обучения.

Методы.

Приемы.

Наглядный.

Наглядно-зрительные, тактильно-мышечные, предметная наглядность, наглядно-слуховая.

Информационно-репродуктивный.

Совместная деятельность педагога и ребенка.

Репродуктивный.

Уточнение и воспроизведение известных действий по образцу.

Словесный.

Краткое одновременное описание и изъяснение работы. Чтение сказок, стихов.

Игровой.

Использование сюжета игр для организации детской деятельности.

Дидактический материал.

Вид.

Тематика.

Дидактический материал.

Дидактические игры, маски для драматизации, игр.

Технические и наглядные средства.

Аудиозаписи, иллюстрации, картины, игрушки.

Изобразительный материал

Салфетки, клей, кисточки, картон с контурным изображением, цветная бумага, фантики от конфет, фломастеры, ватманы, ватные диски.

Литература.

1. Н. В. Алёшина  "Мамочкина работа" Феникс, 2012 г.

2. Гришина Н.Н, Анистратова А.А.Поделки из кусочков бумаги – М.,Оникс, 2009 г.

3. Н. Невилько. Волшебные салфетки - Обруч,2003,№1

4. Н. В. Нищева. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Санкт- Петербург, детство- пресс, 2011 год.


19 ноября 2022 в 09:58

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.