Колодяжная Инна Сергеевна, воспитатель МДОУ ЦРР д/с «ПОЛЯНКА»

Кружок «В стране фантазии»

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В.А.Сухомлинский 

Культурные практики

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к нему со стороны взрослых.

Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации.

Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.

Использование нетрадиционных техник на занятиях рисованием способствует повысить интерес к изобразительной деятельности, вызвать положительный эмоциональный отклик, развивать художественно – творческие способности ребенка.

Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.

Кроме того, особенности изобразительного материала «подсказывают» детям будущий образ, что важно на этапе становления замыслообразования. Ценна также возможность интеграции разных видов изобразительной деятельности (рисование, лепки, аппликации); в процессе создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и материалов («рисование пластилином», коллаж, набрызг и др.).

Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными, красочными, а так же развить детскую самостоятельность, мышление и зрительный генезис.

Таким образом, обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально - положительное отношение к процессу художественной деятельности, способствует эффективному развитию детского творчества.

Актуальность:

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Изображение нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Цель:

Создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник изображения.

Задачи:

• Познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования

(пальчиками – ладошками, оттиск пробкой, рисование свечой и т.д.)

• Обучать основам создания художественных образов.

• Формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности: рисовании, лепке, аппликации.

• Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для работы в различных нетрадиционных техниках.

• Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы, объема в процессе работы с различными материалами.

• Воспитывать аккуратность в работе и бережное  отношение к  материалам, используемым в работе.

Методы:

• Систематические занятия.

• Наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала.

• Доступность - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному).

• Игры, игровые приемы.

• Организация и оформление выставок детских работ.

Организация занятий кружка:

Средняя  группа - количество  занятий в неделю 1раз, в месяц 4 занятия. В год проводится 36 занятий. Длительность занятия в средней  группе  20-25  мин.

Ожидаемый результат работы кружка:

1.Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.

2.Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.

3.Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.

4.Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.

Расписание кружковой деятельности:

Каждый четверг месяца 16.00 — 16.25

Перспективный план кружка «Страна фантазии» 

сентябрь

Тема занятия

Техника

Программное содержание

1

«Золотая осень»

Рисование методом тычка

Уточнять и расширять представления об осени; учить детей наносить один слой краски на другой методом тычка, развивать творчество и фантазию.

2

«Осенний букет»

Техника печатание растений

Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность.

3

«Разноцветные бабочки».

Монотипия, обведение ладони и кулака.

Познакомить с техникой монотипии, закрепить умения использовать технику монотипия «старая форма новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами - большое крыло, кулак - маленькая). Познакомить детей с симметрией, на примере бабочки.

4

 «Осенние листочки».

Отпечаток листьев. Набрызг

Познакомить с техникой печатания листьев. Закрепить умения работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях ил тампонах при печати.

октябрь

№ 

Тема занятия

Техника

Программное содержание

1

«Подсолнух»

Аппликация из крупы.

Учить детей аккуратно распределять лепесточки подсолнуха из бумаги на картон, очень хорошо промазать середину цветка клеем ПВА, аккуратно засыпать манной крупой.

«Ежик»

Метод тычка

Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать отзывчивость

2

Улитка

Рисование восковыми мелками, солью

Познакомить с техникой сочетания акварели и восковых мелков. Учить детей рисовать восковым мелком по контуру, учить раскрашивать по частям, аккуратно работать с солью. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

3

Грибы лукошке

в

Оттиск печатками (картон), рисование пальчиками

Упражнять в рисовании предметов овальной формы, печатание печатками. Развивать чувство композиции.

Воспитать у ребенка художественный вкус.

4

 «Мышка».

 Аппликация из резаных ниток.  

Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно, намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом.

5

Два петушка

Рисование ладошкой

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество. Воспитать у ребенка художественный вкус.

ноябрь

Тема занятия

Техника

Программное содержание

1

Рябинка

Рисование пальчиками

Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

2

Мои любимые рыбки

Рисование ладошками

Учить обводить свою ладонь восковым мелком.

Продолжать знакомство с техникой сочетания акварели и восковых мелков.

 Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

3

Первый снег

Оттиск печатками из салфетки

Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью  техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

4

Цыпленок

Гуашь, ватные диски, палочки

Учить детей наклеивать ватные диски, учить аккуратно раскрашивать ватные диски, «оживлять» картинку с помощь ватных палочек. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

 

 

декабрь

Тема занятия

Техника

Программное содержание

1

«Снежная семья».

Рисование способом тычка

Учить рисовать снеговиков разных размеров, закрепить приёмы изображения круглых форм в различных сочетаниях, совершенствовать технику рисования тычком.

«Ёлочка пушистая,

нарядная».

Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками

Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

2

«Мои рукавички»

Оттиск печатками рисование пальчиками

Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

4

«Елочка».

Пластилинография Мозаика из пластилина

Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами  маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне.

 

январь

Тема занятия

Техника

Программное содержание

1

«Узоры на окнах».

Раздувание капли

Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки.

2

Снежок

Рисование свечой, акварель

Познакомить с техникой рисования свечой, тонировать фон. Воспитать у ребенка художественный вкус.

3

Снеговичок

Гуашь, ватные диски, палочки  

Учить детей наклеивать ватные диски, учить аккуратно раскрашивать ватные диски, «оживлять» картинку с помощь ватных палочек. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

4

«Снеговик»

Комкание бумаги (скатывание)

Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

 

февраль

Тема занятия

Техника

Программное содержание

1

«Чашка»

Оттиск

печатками,

печать по

трафарету, ватные палочки

Упражнять в технике рисования тычком, печатание печатками. Развивать чувство композиции. Учить дорисовывать предмет. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

2

«Зимний пейзаж».

Кляксография.

 Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение.

3

«Ягоды

фрукты»

и

Рисование пальчиками, карандашом

Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

4

«Плюшевый медвежонок»

Поролон тонкая кисть, гуашь

Помочь детям освоить новый способ изображения - рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. Воспитать у ребенка художественный вкус.

 

март

Тема занятия

Техника

Программное содержание

1

«Мимоза для мамы»

Рисование пальчиками

Упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

2

«Волшебная

страна – подводное царство».  

Рисование ладошками

Закреплять технику печатанья ладошками. Учить передавать образ, продолжать работу по смешению цветов. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

3

«Неваляшка»

Кисточка, пуговицы различной формы

Учить рисовать печатками (пуговицами) различной формы. Закрепить основные цвета: красный, желтый, синий. Воспитать у ребенка художественный вкус.

4

«Подснежники»

Акварель, восковые мелки

Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращать внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

 

апрель

Тема занятия

Техника

Программное содержание

1

«Звездное небо».

Печать поролоном по трафарету; набрызг

Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.

2

«Волшебные картинки» (волшебный дождик)

Рисование свечой

Закреплять технику рисования свечой (волшебный дождик). Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Учить рисовать тучу с помощью воскового мелка.

Воспитать у ребенка художественный вкус.

3

«Берег реки».

Рисование по сырому фону

Закрепить умение рисовать по сырому фону, смешивать краски прямо на листе, развивать творчество, фантазию.

4

«Насекомое»

(бабочка, паук,   божья коровка, гусеница)

Рисование пальчиками, карандашом

Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

 

май

Тема занятия

Техника

Программное содержание

1

«Расцвели одуванчики».  

Метод тычка.

Продолжать знакомить детей с техникой рисования тычком. Формировать чувство композиции и ритма. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

2

«Салют»

Акварель или гуашь, восковые мелки

Закрепление навыка рисования акварелью или гуашь, учить рисовать салют  с помощью воскового мелка. Воспитать у ребенка художественный вкус.

3

«Котенок»

Тычок полусухой жесткой кистью,

трафарет котенка

Закреплять навык печати кистью по трафарету. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

4

«Цветочная поляна».  

Рисование ватными палочками

Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

 Перспективный план

 

Тема

Теоретическое занятие

Практическое занятие

Развивающая среда

Итог

1

2

3

4

5

сентябрь

«Золотая осень» (деревья)

Беседа о времени года осень. Худ слово «Среди леса великан»

Игра «Что бывает осенью»

Лист бумаги формат Ф4, простые карандаши, жесткая кисточка

«Рисунки спрятанные в пальчиках» с 12

Продолжать учить детей делать тычок кистью по контуру и внутри контура.

«Осенний букет»

Рассматривание иллюстраций листьев.

Игра «С какого дерева листок»

Засушенные листья, лист бумаги формат А4 с наклеенной вазой, краски, гуашь, кисточки.

«Рисуем без кисточки» с 28

Познакомить с новым видом рисования «Печать растений»

 «Разноцветные бабочки»

Рассматривание иллюстраций бабочек.

Игра «Поймай бабочку»

Бумага, краска, кисточка, силуэты бабочек, карандаш.

«Рисуем без кисточки» с 54

Познакомить с техникой «Монотипия».

«Осенние листочки»

Беседа «Какие бывают листики осенью»

Дидактическая игра «С какого дерева листок»

Засушенные листья, лист бумаги, краска.

«Рисуем без кисточки» с 28 Познакомить детей с набрызгом.

октябрь

«Подсолнух»

Рассматривание иллюстраций подсолнуха, беседа что получают из подсолнуха.

Дидактическая игра «Поле, лес».

Клей ПВА, манная крупа, картон

Развитие у детей ручной умелости.

«Ёжик»

Художественное слово «Ёжик», иллюстрации Е.Чарушина

Словесная игра «Назови диких животных»

 Жесткая кисть, бумага, краска

«Рисунки спрятанные в пальчиках с 27»

Учить рисовать животных методом тычка.

«Улитка»

Заучивание и проговаривание потешки «Улита, улита»

Рассматривание иллюстраций улиток..

Восковые мелки, нарисованный контур улитки.

Учить детей рисовать восковыми мелками.

«Два петушка»

Чтение потешки «Петушки распетушились, но подраться не решились»

Игра малой подвижности «Трух, трух, трух ходит по двору петух»

Краски, гуашь, емкости под краску, кисточки, бумага для рисования.

Учить детей рисовать петушков напротив друг друга.

«Грибы в лукошке»

Рассматривание иллюстраций грибов.

Печати грибов, трафареты грибов, нарисованная корзина.

Учить осваивать новую технику рисования печать.

ноябрь

 

«Рябинка»

Чтение стихотворения «Гроздья рябины ярко краснеют»…

Пальчиковая игра «Этот пальчик…»

Краски, ватные палочки, бумага для рисования, кисти.

Учить детей рисовать пальчиками, осваивать технику «Пуантилизм»

«Мои любимые рыбки»

Чтение В. Пахомова «Рыбка плавает в воде»

Игра «Рыбалка» в центре экспериментирования.

Ёмкость для краски, краска, влажные салфетки, кисточки.

«Первый снег»

Рассматривание иллюстраций заснеженных деревьев.

Физкультминутка с музыкальным сопровождением Е.И Железнова «Игра в снежки»

Затонированный темный фон, бумага, гуашь белого цвета или акварельные краски

Закреплять знания детей о приметах поздней осени.

«Цыпленок»

Рассматривание из каких частей состоит цыпленок…иллюстрация мамы курицы…

Худ слово «Желтые пищат комочки, это всё сыны и дочки…»

Ватные диски, ватные палочки, краска желтого цвета…

Учить детей создавать объемную аппликацию

декабрь

«Узоры на окнах»

Рассматривание узоров на окнах

Игра-приветствие со снежинкой.

Коктельные трубочки, нарисованный фон темно-синего цвета.

Продолжать знакомить детей с признаками зимы..

«Снежок»

Рассматривание иллюстраций снежинок.

Вырезывание снежинок из бумаги.

Чтение стихотворения про Снегурочку «В чаще леса я живу»

Кукла – Снегурочка, свеча, лист бумаги, акварельная краска синего или голубого цвета.

Учить рисовать снежинки нетрадиционным способом.

«Снеговичок»

Дидактическая игра «Собери Снеговика»

Игра «Лепим мы снеговика, из пушистого снежка»

Листы бумаги затонированные голубым цветом, гуашь белого цвета,

Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги.

январь

«Чашка»

Дидактическая игра «Собери картинку» (посуда)

Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (определить посуду на ощупь)

Разные печати, трафарет нарисованной кружки, кусочки паралона.

Развивать у детей чувство формы, цвета.

«Зимний пейзаж»

Рассматривание иллюстраций зимних пейзажей.

Дидактическая игра «Назови приметы зимы»

Бумага для рисования, гуашь белого цвета, палитра.

Продолжать знакомить с техникой кляксография.

«Ягоды на тарелке»

 Беседа о пользе ягод, рассматривание иллюстраций ягод.

Дидактическая игра «Собери картинку»

Краски, вырезанные готовые тарелки, салфетки.

Продолжать учить детей рисовать пальчиками точки.

«Плюшевый медвежонок»

Беседа о бурых медведях, которые впадают в спячку и просыпаются весной.

Дидактическая игра «собери картинку», игры с игрушками медвежатами.

Паралоновые губки, гуашь коричневого цвета, детская игрушка – медвежонок.

Освоить новый способ изображения- рисование паралоновой губкой.

Март

«Мимоза для мамы»

Пение песен, заучивание стихов, рассматривание иллюстраций о первых весенних цветах.

Заучивание стихотворения «Зима не даром злится, прошла ее пора, весна в окно стучится и гонит со двора»

Изображение мимозы, образец для детей, палитра для смешивания краски.

Учить детей пользоваться палитрой.

«Подводное царство» (коллективное)

Рассматривание глобуса, иллюстраций жителей воды.

Дидактическая игра «угадай рыбку», загадывание загадок про знакомых морских обитателей.

Лист формата  А2, краски голубого и синего цветов, влажные салфетки, баночки для красок.

Продолжать знакомить с художественными техниками.

«Неваляшка»

Загадывание загадок о неваляшках. Игры с неваляшками.

Дидактическая игра «Из каких частей состоит Неваляшка»

Игрушка Неваляшка, краски, листы, салфетки, схема последовательного рисования.

Развивать мелкую моторику и активизировать словарный запас.

«Подснежники»

Рассматривание иллюстраций цветка.

Чтение стихотворения «Если ты сорвёшь цветы, если я сорву цветы»…..

Фотоизображение подснежников, тонированная бумага, кисти, непроливайки.

Закреплять навыки рисования по цветному фону.

Апрель

«Звездное небо»

Беседа о космосе, первом космонавте Ю.Гагарине, иллюстрации с изображением звездного неба.

Чтение письма от звездочета.

альбомные листы с готовым фоном, трафареты звезд,

Продолжать учить печатать по трафарету.

«Волшебные картинки»

Беседа о свечке. Почему свечкой можно рисовать -O-

Альбомные листы, кусочек свечки, акварельные краски,кисти.

Вызвать у детей интерес рисованию свечой.

«Берег реки»

Рассматривание образцов работ выполненных в технике «акварель по мокрой бумаге».

Дидактическая игра «Радуга»

Акварель, вода, кисти, альбомные листы.

Познакомить с техникой рисования акварелью по мокрой бумаге.

«Насекомое»

Рассматривание иллюстраций насекомых, беседа о насекомых.

Дидактическая игра «Узнай насекомое»

Акварель, шаблоны насекомых, кисти, баночки с водой, салфетки.

Учить самостоятельно создавать образ насекомых.

Май

Отчёт о работе кружка «Страна фантазии»»

1. «Пластилинография».

 Цель: Расширять представления детей об окружающем мире. Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия и творческой деятельности детей. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: пластилин разных цветов, стеки, картон разной формы и разных размеров.

Способ получения изображения: ребенок отщипывает кусочками пластилин и размазывает на листе картона  по уже заготовленному контуру, накладывая «мазки» один на другой. Можно придать  большую выразительность, смешивая кусочки пластилина разного цвета.

2. «Монотипия».

Цель: закреплять знания детей о симметрии и ассиметрии. Совершенствовать умения и навыки в нетрадиционных изобразительных техниках. Развивать воображение, пространственное мышление.

3 . «Ниткография».

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины.

Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

4 . «Монотипия пейзажная».

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На плитку наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

5. «Кляксография обычная».

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается, определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

6 . «Акварель и акварельные  мелки».

Цель. Продолжать знакомить со свойствами акварели и техникой рисования. Развивать  воображение, цветоощущение, умение видеть красоту в окружающем мире.

Средства выразительности: пятно, цвет, линия.

Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.

Способ получения изображения: ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.

7. « Восковые мелки и акварель».

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

8. « Кляксография с трубочкой».

Средство выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь, либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

9. «Набрызг».

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика.

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

10. « Рисование по мокрому листу».

Материалы: бумага для акварели, акварельные краски, кисти, акварельные карандаши или мелки, влажная чистая ткань.

Способ получения изображения: хорошо смочить лист водой, по мокрому листу нанести тон акварельной краски, промокнуть лист чуть влажной ткань, рассмотреть с ребенком изображения различных цветов, обговорить форму, цвет. Хорошо смочить кисть, набрать достаточное количество краски. По мокрой бумаге, слегка касаясь листа кистью, наносим изображение выбранного предмета (например, цветка), как бы капаем краской на бумагу, придерживаясь формы и цвета, дорисовываем нужные элементы.

11. «Оттиск пробкой».

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ  получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и пробка.

12. «Скатывание бумаги».

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки, либо цветная двухсторонняя   бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными. После этого комочек опускается в клей  и приклеивается на основу.

 13. «Оттиск печатками ».

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика.

Способ получения изображения:  ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.

14. «Оттиск смятой бумагой».

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.

15. « Рисование тычком».

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть или тычок, сделанный при помощи карандаша и поролона, гуашь, бумага, на которой нарисован контур предмета или животного.

Способ получения изображения:  ребенок опускает в гуашь  тычок или кисть, и ударяет по бумаге, держа вертикально. Таким образом, заполняется весь контур или шаблон. . При работе кисть в воду не опускается. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

16. «Рисование ладошкой».

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.

17. «Рисование пальчиками».

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью,  плотная бумага, небольшие листы, салфетки. Ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается

18. «Рисование манкой Средства выразительности: манная крупа, клей Ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку)

 

 

Список использованной литературы

1. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18

2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство

«Скрипторий 2003,2013.

3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.

4. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007

5. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.

6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва.2007.

7. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованыз родителей.-СПб.: КАРО,2010. 

8. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003.

 

19 ноября 2022 в 11:31

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.