Колодяжная Инна Сергеевна, воспитатель МДОУ ЦРР д/с «ПОЛЯНКА»
|
Кружок «Юный математик» подготовительная группаПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В комплексном подходе к образованию дошкольников в современной дидактике и в соответствии с требованием ФГОС ДО немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиск ответа, основанный на интересе к решению задачи, невозможен без активной работы мысли. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением творчески относиться к решению задачи, самостоятельно вести поиск ее решения, проявляя при этом собственную инициативу. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в познавательном развитии детей. Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений. Разработанная программа «В стране занимательной математики» – это стремление педагога использовать возможности занимательного материала в познавательном (в частности математическом) развитии детей. Актуальность:
Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, который проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, узнавать что-то новое. К тому же, развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться им в разнообразной самостоятельной деятельности, это высокий уровень психических процессов, логического мышления, воображения, связной речи, это развитие таких качеств личности, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность. Неслучайно, обучению дошкольников элементарным математическим представлениям в современном дошкольном образовании отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет; повышением внимания к компьютеризации; обилием информации, получаемой ребёнком, и в связи с этим: стремление родителей, как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи. Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца (находить правильное решение, ответ). В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период оптимальный для умственного развития и воспитания (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Н.Н. Поддьяков, А.П. Усова, Ф. Фребель). Доказано, что ребенок дошкольного возраста может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных математических и логических задач. Важную роль занятий математикой в умственном воспитании детей дошкольного возраста отмечали многие исследователи (Н.А. Арапова-Пискарева, А.В. Белошистая, Л.А. Венгер, О.М. Дъяченко, Т.И. Ерофеева, Н.А. Козлова, Е.В. Колесникова, Л.П. Петерсон, Т.А. Фалькович, Е.И. Щербакова и др.). По их мнению, обучение математике в дошкольном возрасте является своевременным, носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе. Опыт работы с дошкольниками в области математического развития показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Современные стандарты к дошкольному образованию также ориентируют педагогов на организацию развивающего образования, на использование новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. В данном контексте перспективным в обучении детей основам математики являются проблемно-поисковые ситуации, имеющие форму занимательных математических и логических задач. Проблемно-поисковые ситуации математического содержания способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности. Организация математического обучения на основе использования проблемно-поисковых ситуаций способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника образовательной деятельности. Занятия по программе «В стране занимательной математики» также способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели. Цель: создание условий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания. Задачи: - отрабатывать арифметический и геометрический навыки; - развивать произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация), основных свойств внимания, доказательную речь и речь-рассуждение; - воспитывать потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умению подчинять свои интересы определенным правилам. Образовательная программа по дополнительному образованию«В стране занимательной математики» имеет познавательную направленность. Новизна: Дополнительная образовательная программа «Юный математик»: - предполагает решение проблем дополнительного образования познавательной направленности на основе овладения детьми дошкольного возраста элементарными представлениями о математической деятельности в условиях проблемно-поисковых ситуаций математического содержания; - содержание программы представлено различными формами организации математической деятельности через занимательные развивающие игры, упражнения, задания, задачи-шутки, загадки математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к познавательному материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Отличительной особенностью Программы является системно-деятельностный подход к познавательному развитию ребенка средствами занимательных заданий по математике. В основу работы по программе положены следующими принципами: - принцип природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуального развития, математической подготовки, предполагающий выполнение математических заданий различной степени сложности); - проблемности – ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной интеллектуальной деятельности; - принцип адаптивности – предполагает гибкое применение содержания и методов математического развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого воспитанника; - психологической комфортности – создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка; - творчества – формирование способности находить нестандартные решения; -индивидуализации – развитие личных качеств посредством разноуровнего математического содержания. Программа представляет систему занятий, организованных в занимательной игровой форме, что не утомляет ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. На занятиях математического кружка активно используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления детей, увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами. Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциям. Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое. Формируются важные качества личности, необходимые в школе: самостоятельность, сообразительность, находчивость, наблюдательность, вырабатывается усидчивость. Программа ориентирована для детей от 6 до 7-и лет. Занятия проводятся в рамках дополнительного образования, при максимальном сочетании принципа группового обучения с индивидуальным подходом. Математический кружок работает 1 раз в неделю по 25-30 минут, всего 36 занятий за учебный год. Рекомендуемый состав группы 10-12 человек. Большую часть составляют практические занятия. Целевые ориентиры:
К концу обучения по программе «Юный математик» у детей должны быть развиты: арифметический и геометрический навыки на основе зрительного, тактильного и слухового восприятия; произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания, доказательная речь и речь-рассуждение; основы логического мышления, умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики; творческие способности, умение выражать свои чувства и представления о мире различными способами; навыки сотрудничества, взаимодействия со сверстниками, умение подчинять свои интересы определенным правилам; желание заниматься математической деятельностью. Способы определения результативности Объектами контроля являются: - математические умения; - степень самостоятельности и уровень проявления математических способностей в процессе поиска решений на задачи-шутки, математические и логические загадки и задания, игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами. Виды контроля: Для контроля реализации Программы определены следующие виды проверок: Текущая – на каждом педагогическом мероприятии проводится проверка выполняемой работы и ее оценка. Диагностические срезы на начало учебного года и на конец учебного года. Основная задача диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы дополнительного образования по познавательному развитию детей с использованием занимательных игр и упражнений математического содержания. Основной метод диагностики: педагогическое наблюдение. Диагностические методики: 1. Диагностика познавательных умений в математической деятельности. Цель: выявление обобщенных познавательных умений в математической деятельности. организация и проведение диагностики. Наблюдение за процессом познавательной математической деятельности проводится на занятиях математического кружка. Критерии наблюдения. 1. Восприятие математической задачи и ориентировочная основа деятельности: а) правильное восприятие ребенком математической задачи воспитателя (о чем подумать, что сделать), понимание смысла каждого этапа предстоящей деятельности; б) активное участие в выполнении действий сравнения, отгадывания, поиска пути решения проблемы. 2. Практические и умственные учебные действия, выполняемые старшим дошкольником в процессе решения математической задачи: а) активное выполнение учебных действий сравнения, сопоставления, обобщения, моделирования, схематизации в соответствии с поставленной учебной задачей; б) разнообразные формы выполнения умственных действий: по наглядной основе, схеме или модели, в плане внутренней речи развернуто или свернуто, самостоятельно или после побуждений со стороны взрослого; в) самостоятельный выбор ребенком необходимых материалов на основе ориентировки в учебной задаче; г) ребенок предлагает способ выполнения действия, состоящий из 3-4 эталонов (с начала.., затем.., после этого...); д) владеет несколькими способами достижения одного и того же результата. 3. Состояние самоконтроля: а) умеет осуществлять итоговый самоконтроль (по окончании деятельности); б) может осуществлять пошаговый самоконтроль (проверять себя) в процессе деятельности; в) планирует деятельность до ее начала (предварительный самоконтроль). Результат познавательной деятельности: правильность решения математических задач, наличие интереса к деятельности, самооценке, осознание ребенком связи математической задачи и полученного результата.
2. Диагностика математических умений. Цель: выявление математических умений. организация и проведение диагностики. Наблюдение за процессом познавательной математической деятельности проводится на занятиях математического кружка. Заполнение диагностической карты.
В. высокий С. средний Н. низкий Формы подведения итогов: Основными формами подведения итогов реализации Программы являются: математический КВН, математическая викторина, мини-олимпиада.
Учебно-тематический план кружка «Юный математик»
Содержание курса «Юный математик»
Перспективный план
Содержание программы: Подготовительная к школе группа
Объединение различных групп предметов, имеющих общий признак, в единое множество. Установление смысловых связей между предметами. Создание постройки по рисунку, чертежу. Деление предметов, фигур на несколько равных частей. Сравнение фигур по размеру (больше - меньше, длиннее - короче, такой же по длине, выше – ниже, шире – уже), по форме (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный, такой же по форме), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов). Упорядочивание и уравнивание предметов по длине. Подбор предметов по заданной длине. Подбор предметов по цвету и форме. Определение взаимного расположения объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.). Составление сказки с использованием рисунка – схемы. Определение значений дорожных знаков, опираясь на рисунки – символы. Экспериментирование. Сравнение группы однородных и разнородных предметов по количеству. Раскладывание предметов в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах 10. Решение логических задач на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез; Создание рисунка-схемы, на основе своего рассказа. Анализ предметов по отдельным признакам. Устное составление задач по рисункам. Решение задач с опорой на наглядный материал. Составление задачи по схематическому рисунку и наоборот. Расположение предметов в заданной последовательности. Сравнение рисунка со схемой, с чертежом предмета. Создание образа на основе рисунка – схемы. Задания на развитие внимания: лабиринты, ребусы, сравнение рисунков с указанием сходства и различий, дидактические игры. Задания на развитие воображения: деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей, преобразование одной фигуры в другую; подсчет общего количества изображений одной и той же фигуры на контурном рисунке; дополнение заданной фигуры до целого с выбором нужных частей из нескольких предложенных. Задания на развитие памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием изученного арифметического и геометрического материала; зрительные и слуховые диктанты на математическом материале с определением закономерности следования элементов. Задания на развития мышления: выделение существенных признаков объектов, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания; проведение простейших логических рассуждений, сравнение объектов по разным признакам, классификация объектов, чисел, геометрических фигур по заданным условиям. К концу подготовительной к школе группы дети должны уметь: - понимать независимость числа от величины, пространственного расположения предметов, направлений счета; - осуществлять объединение различных групп предметов, имеющих общий признак, в единое множество; - устанавливать смысловые связи между предметами; - выполнять сравнение фигур по величине (больше – меньше), по длине (длиннее – короче), по высоте (выше – ниже) по ширине (шире – уже), по форме (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный, такой же по форме), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов);– определять взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); - создавать постройки по рисунку, чертежу; - осуществлять упорядочивание и уравнивание предметов по длине, ширине, размеру разными способами, подбор предметов по цвету и форме; - делить предметы, фигуры на несколько равных частей; - преобразовывать одни геометрические фигуры в другие путем складывания, разрезания; - составлять математические сказки с использованием рисунка-схемы; - определять значение дорожных знаков, опираясь на рисунки-символы; - анализировать предметы по отдельным признакам; - сравнивать группы однородных и разнородных предметов по количеству; - раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах 10; - решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез; - сравнивать рисунок со схемой, с чертежом предмета; - составлять рисунки-схемы на основе своего рассказа; - создавать образ на основе рисунка-схемы; - составлять задачи по схематическим рисункам, с опорой на наглядный материал; - располагать предметы в заданной последовательности. - понимать задание и выполнять его самостоятельно; - проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.
Методическое сопровождение – консультация для родителей «Занимательная математика дома», – видео-презентации. Дидактические материалы: геометрические фигуры и тела; палочки Х. Кюизенера; кубики «Сложи узор» «Уникуб» интеллектуальные игры Б.П Никитина наборы разрезных картинок; сюжетные картинки с изображением частей суток; Развивающие игры Воскобовича Кораблик «Брызг – Брызг»; цифры от 1 до 9; Развивающие игры Воскобовича серия «Геоконт» Развивающие игры Воскобовича серия «Цифровик» игра «Счетовозик»; Учебно – игровое пособие «Математический планшет» чудесный мешочек; счётные палочки; предметные картинки; знаки – символы; игры на составление плоскостных изображений предметов: «Листик», «Танграм», «Колумбово яйцо», «Круги, овалы», «Сфинкс», «Пентамино». обучающие настольно-печатные игры по математике; мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов; геометрические мозаики и головоломки; занимательные книги по математике; задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы; простые карандаши; наборы цветных карандашей; линейки и шаблоны с геометрическими фигурами; счетный материал; наборы цифр; конспекты. Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностей. Материально – техническое обеспечение: Помещение: Для занятия требуется просторное, сухое с естественным доступом воздуха, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам. Столы и стулья должны соответствовать росту детей. Учебная комната оформлена в соответствии с эстетическими нормами. Игры и канцелярские принадлежности находятся в доступных для детей индивидуальных шкафах. Технические средства: компьютер и мультимедийное оборудование. Литература:1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М.: Просвещение, 2002. – 385 с. 2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 2001. – 404 с. 3. Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников – М.: Просвещение, 2002 – 256с. 4. Математика до школы. /Сост. Смоленцева А. А., Пустовойт О. В., Михайлова З. М., Непомнящая Р. Л. – СПб.: Детство-Пресс, 2000. 5. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников, М.: Просвещение, 2010. – 187с. 6. Михайлова З. А. Математика – это интересно. Методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2002. 7. Михайлова З.А. Математика от трёх до семи. Учебно-методическое пособие. – СПб: Акцидент, 1997. 8. Петерсон Л.Г. Раз ступенька, два ступенька. – СПб: Феникс, 2008. – 418с. 9. Первые шаги в математику. Методическое пособие / Сост. Буланова Л. В., Корепанова М. В. и др. – Волгоград, 2004. 10. Мониторинг в детском саду/ под ред. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, М.В. Крулехт. – СПб: Детство-пресс, 2011. – 297с. 11. Макушкина С.В «Умные игры в добрых сказках» Парциальная программа Санкт – Петербург 12. Панфилова Э.Н «Сказочные лабиринты игры» РАЗВИВАЛКА.РУ Санкт - Петербург 13. Учебное пособие Чего на свете не бывает?/ под редакцией О.М. Дьяченко и Е.Л. Агаевой. – М.: Просвещение, 2007. – 245 19 ноября 2022 в 11:42
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.