Колодяжная Инна Сергеевна, воспитатель МДОУ ЦРР д/с «ПОЛЯНКА»

Кружок «Юный математик» подготовительная группа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В комплексном подходе к образованию дошкольников в современной дидактике и в соответствии с требованием ФГОС ДО немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиск ответа, основанный на интересе к решению задачи, невозможен без активной работы мысли. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением творчески относиться к решению задачи, самостоятельно вести поиск ее решения, проявляя при этом собственную инициативу. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в познавательном развитии детей.

Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.

Разработанная программа «В стране занимательной математики» – это стремление педагога использовать возможности занимательного материала  в познавательном (в частности математическом) развитии  детей.

 Актуальность:

 

Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, который проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, узнавать что-то новое. К тому же, развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться им в разнообразной самостоятельной деятельности, это высокий уровень психических процессов, логического мышления, воображения, связной речи, это развитие таких качеств личности, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность.

Неслучайно, обучению дошкольников элементарным математическим представлениям в современном дошкольном образовании отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет; повышением внимания к компьютеризации; обилием информации, получаемой ребёнком, и в связи с этим: стремление родителей, как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи. Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца (находить правильное решение, ответ).

В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период оптимальный для умственного развития и воспитания (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Н.Н. Поддьяков, А.П. Усова, Ф. Фребель). Доказано, что ребенок дошкольного возраста может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных математических и логических задач.

Важную роль занятий математикой в умственном воспитании детей дошкольного возраста отмечали многие исследователи (Н.А. Арапова-Пискарева, А.В. Белошистая, Л.А. Венгер, О.М. Дъяченко, Т.И. Ерофеева, Н.А. Козлова, Е.В. Колесникова, Л.П. Петерсон, Т.А. Фалькович, Е.И. Щербакова и др.). По их мнению, обучение математике в дошкольном возрасте является своевременным, носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.

Опыт работы с дошкольниками в области математического развития показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Современные стандарты к дошкольному образованию также ориентируют педагогов на организацию развивающего образования, на использование новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. В данном контексте перспективным в обучении детей основам математики являются проблемно-поисковые ситуации, имеющие форму занимательных математических и логических задач. Проблемно-поисковые ситуации математического содержания способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.

Организация математического обучения на основе использования проблемно-поисковых ситуаций способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника образовательной деятельности. Занятия по программе «В стране занимательной математики» также способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели.

Цель: создание условий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания.

Задачи:

- отрабатывать арифметический и геометрический навыки;

- развивать произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация), основных свойств внимания, доказательную речь и речь-рассуждение;

- воспитывать потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умению подчинять свои интересы определенным правилам.

Образовательная программа по дополнительному образованию«В стране занимательной математики» имеет познавательную направленность.

Новизна:

Дополнительная образовательная программа «Юный математик»:

- предпола­гает решение проблем дополнительного образования познавательной направленности на основе овладения детьми дошкольного возраста элементарными представлениями о математической деятельности в условиях проблемно-поисковых ситуаций математического содержания;

-  содержание программы представлено различными формами организации математической деятельности через занимательные развивающие игры, упражнения, задания, задачи-шутки, загадки математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к познавательному материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.

Отличительной особенностью Программы является системно-деятельностный подход к познавательному развитию ребенка средствами занимательных заданий по математике.

В основу работы по программе положены следующими принципами:

-  принцип природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуального развития, математической подготовки, предполагающий выполнение математических заданий различной степени сложности);

- проблемности – ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной интеллектуальной деятельности;

- принцип адаптивности – предполагает гибкое применение содержания и методов математического развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого воспитанника;

- психологической комфортности – создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка;

- творчества – формирование способности находить нестандартные решения;

-индивидуализации – развитие личных качеств посредством разноуровнего  математического содержания.

Программа представляет систему занятий, организованных в занимательной игровой форме, что не утомляет ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. На занятиях математического кружка активно используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления детей, увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.

Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциям. Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое. Формируются важные качества личности, необходимые в школе: самостоятельность, сообразительность, находчивость, наблюдательность, вырабатывается усидчивость.

Программа ориентирована для детей от 6 до 7-и лет.

Занятия проводятся в рамках дополнительного образования, при максимальном сочетании принципа группового обучения с индивидуальным подходом.

Математический кружок работает 1 раз в неделю по 25-30 минут, всего 36 занятий за учебный год. Рекомендуемый состав группы 10-12 человек. Большую часть составляют практические занятия.

 Целевые ориентиры:

 

К концу обучения по программе «Юный математик» у детей должны быть развиты:

  арифметический и геометрический навыки на основе зрительного, тактильного и слухового восприятия;

  произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания, доказательная речь и речь-рассуждение;

  основы логического мышления, умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики;

  творческие способности, умение выражать свои чувства и представления о мире различными способами;

  навыки сотрудничества, взаимодействия со сверстниками, умение подчинять свои интересы определенным правилам;

  желание заниматься математической деятельностью.

Способы определения результативности

Объектами контроля являются:

- математические умения;

- степень самостоятельности и уровень проявления математических способно­стей в процессе поиска решений на задачи-шутки, математические и логические загадки и задания, игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.

Виды контроля:

Для контроля реализации Программы определены следующие виды проверок:

  Текущая – на каждом педагогическом мероприятии проводится проверка выполняемой работы и ее оценка.

  Диагностические срезы на начало учебного года и на конец учебного года.

  Основная задача диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы дополнительного образования по познавательному развитию детей с использованием занимательных игр и упражнений математического содержания.

Основной метод диагностики: педагогическое наблюдение.

Диагностические методики:

1. Диагностика познавательных умений в математической деятельности.

Цель: выявление обобщенных познавательных умений в математической деятельности.

 организация и проведение диагностики.

Наблюдение за процессом познавательной математической деятельности проводится на занятиях математического кружка.

Критерии наблюдения.

1.  Восприятие математической задачи и ориентировочная основа деятельности:

а) правильное восприятие ребенком математической задачи воспитате­ля (о чем подумать, что сделать), понимание смысла каждого этапа предстоящей деятельности;

б) активное участие в выполнении действий сравнения, отгады­вания, поиска пути решения проблемы.

2. Практические и умственные учебные действия, выполняемые старшим дошкольником в процессе решения математической задачи:

а) активное выполнение учебных действий сравнения, сопо­ставления, обобщения, моделирования, схематизации в соответ­ствии с поставленной учебной задачей;

б) разнообразные формы выполнения умственных действий: по наглядной основе, схеме или модели, в плане внутренней речи развернуто или свернуто, самостоятельно или после побуждений со стороны взрослого;

в) самостоятельный выбор ребенком необходимых материалов на основе ориентировки в учебной задаче;

г) ребенок предлагает способ выполнения действия, состоящий из 3-4 эталонов (с начала.., затем.., после этого...);

д) владеет несколькими способами достижения одного и того же результата.

3. Состояние самоконтроля:

а) умеет осуществлять итоговый самоконтроль (по окончании деятельности);

б) может осуществлять пошаговый самоконтроль (проверять себя) в процессе деятельности;

в) планирует деятельность до ее начала (предварительный само­контроль).

Результат познавательной деятельности: правильность решения математических задач, наличие интереса к деятельности, самооценке, осознание ре­бенком связи математической задачи и полученного результата.

Ф.И.

ребенка

Восприятие математической задачи и ориентировочная

основа деятельности

Практические

и умственные

 учебные действия

Состояние

самоконтроля

 

 

а

б

а

б

в

г

д

а

б

в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Диагностика математических умений.

Цель: выявление математических умений.

 организация и проведение диагностики.

Наблюдение за процессом познавательной математической деятельности проводится на занятиях математического кружка.

Заполнение диагностической карты.

Ф.И

Количество

и счет

Величина

Геометрические фигуры

Ориентир.

во времени

Ориентир. в пространстве

Логические задачи

 

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

 

 

В. высокий  

С. средний  

Н. низкий

Формы подведения итогов:

Основными формами подведения итогов реализации Программы являются: математический КВН, математическая викторина, мини-олимпиада.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план кружка «Юный математик»

 

Раздел программы

Тема

 

 

Число занятий

теория

практика

Октябрь

«Мировые головоломки»

Геометрия в ладошках «Круги, овалы».

1/2

1/2

 

«Танграм», «Листик».

 

1

«Колумбово яйцо».

 

1

«Сфинкс», «Пентамино».

 

1

Ноябрь

«Сложи узор»

«Предметы».

 

1

«Зоопарк».

 

1

Игры с Уникубом.

1

 

Игры с Уникубом.

 

1

Декабрь – январь

«Математический планшет»

 Первый шаги. Знакомство с математическим планшетом. Рисуем резинками.

1/2

1/2

«Ориентировка в пространстве».

 

1

«Занимательные задачи».

 

1

«Деление круга на части». «Часы»

 

1

Лексическая тема «Транспорт»

 

1

Изобразительная деятельность «Узоры».

 

1

«Если хочешь быть здоров»

 

1

 

 

Февраль

«Геоконт»

Знакомство с игрой «Геоконт»

1

«Трансформируем геометрические фигуры».

1

«Находим отражение в зеркале».

 

1

Поворачиваем «Геоконт»

1

Март

Кораблик

«Брызг – Брызг»

Знакомство с игрой. Определение высоты матч, порядковый счёт.

1/2

1/2

«Надень флажки на мачты».

1

«Лесенка»

1

«Ветер срывает флажки»

1

Игра «Да – нет»

1

Апрель

«Счетовозик»

«Считаем»

1/2

1/2

«Считаем»

1

«Сравниваем числа первого десятка»

1

«Решаем примеры. Составляем задачи».

1

 

 

 

 

 

 

Содержание курса «Юный математик»

Тема

Цель

 

Геометрия в ладошках. «Круги, овалы».

 Развивать восприятие формы, умение работать по правилам.

«Танграм», «Листик».

Развивать глазомер, восприятие формы.

«Колумбово яйцо»

Развивать способность выделять фигуру из фона.

«Сфинкс», «Пентамино».

Развивать зрительно – моторную координацию.

«Предметы».

Развивать пространственное воображение, сообразительность и логическое мышление.

«Зоопарк».

Развивать навыки счёта и графические способности, цветоощущение.

«Уникуб».

Развивать умение анализировать, синтезировать и комбинировать.

«Уникуб».

Развивать навыки классификации, цветоощущение.

Первые шаги. Знакомство с математически м планшетом. Рисуем резинками.

Учить детей рисовать резинками.

 «Ориентировка в пространстве»

Учить детей ориентироваться в пространстве.

 «Занимательные задачи»

Учить детей выполнять задания математического характера.

«Деление круга на части». «Часы».

Учить детей ориентироваться в пространстве и во времени.

Лексическая тема «Транспорт».

Развивать речь по лексической теме «Транспорт».

 Изобразительная деятельность «Узоры».

Учить детей создавать узоры.

«Если хочешь здоров».

Учить детей самостоятельно изображать на планшете овощи и фрукты

Знакомство с игрой «Геоконт»

Учите детей работать с координатной сеткой.

«Трансформируем геометрические фигуры»

Учить осваивать геометрические представления и пространственные отношения.

«Находим отражение в зеркале».

Развивать сенсорные способности (восприятие цвета, формы, величины).

Поворачиваем «Геоконт»

Развивать творческие способности.

Знакомство с игрой. Определение высоты матч, порядковый счет.

Развивать математические представления о цвете, высоте предметов и порядковом счете.

 «Надень флажки на мачты».

Учить сортировать по цвету, определять пространственные отношения (вертикаль, горизонталь, диагональ).

«Лесенка».

Продолжать учить детей обратному счету. Тренировать мелкую моторику рук.

«Ветер срывает флажки».

Развивать умения решать логико – математические задачи.

Загадки матросов. Игры «Да – нет».

Совершенствовать интеллект: внимание, память, мышление, речь.

«Считаем».

Учить детей считать предметы по порядку. Развивать способность ориентироваться на плоскости.

«Считаем».

Учить детей соотносить цифру и количество.

«Сравниваем числа первого десятка»

Учить детей составлять числа первого десятка. Развивать процессы внимания, память.

«Решаем примеры. Составляем задачи»

Учить решать простые арифметические примеры. Развивать мелкую моторику рук.

 

Перспективный план

 

Тема

Теоретическое занятие

Практическое занятие

Развивающая среда

Итог

1

2

3

4

5

Октябрь

Геометрия в ладошках «Круги, овалы»

Беседа с детьми что такое головоломки. Знакомство с игрой.

Игра «Давайте познакомимся»

Комплект игры на каждого ребенка.

Закрепить с детьми геометрические фигуры круг и овал.

«Танграм», «Листик»

Рассматривание с детьми деталей игры.

Игра «На что похожа деталь»

Комплект игры на каждого ребенка.

Закрепить «плоская деталь»

 «Колумбово яйцо»

Знакомство с игрой, рассказать «Колумбово яйцо» - это плоское изображение яйца.

Отгадывание загадок о птицах.

Простой карандаш, часть альбомного листа. Комплект игры на каждого ребенка.

Учить дорисовывать недостающие детали.

«Сфинкс», «Пентамино».

Знакомство с играми.

Игра на зрительное восприятие «На что похожа деталь»

Комплект игры на каждого ребенка. Клетчатый лист бумаги, простой карандаш.

Учить детей ориентироваться на листе бумаги.

Ноябрь

«Предметы»

Учить детей самостоятельно придумывать и составлять узор из кубиков.

Игра «Кто первый составит из кубиков данное изображение?»

Комплект кубиков «Сложи узор» на каждого ребенка

Развивать фантазию.

«Зоопарк»

Беседа о животных зоопарка.

Игра «Четвертый лишний»

 Сюжетные картинки «Зоопарк», комплект кубиков «Сложи узор»

Учить решать проблемные ситуации.

«Уникуб»

Рассматривание кубиков, определить, что игра «Уникуб» имеет три цвета (желтый, синий, красный).

Д/и «Какого кубика не стало»

Рисунки задания, комплект игры на каждого ребенка.

Закрепить понятие «Трёхмерное пространство»

«Уникуб»

Продолжать работу и игрой «Уникуб»

«Строим дом моей мечты».

Комплект игры на каждого  ребенка, дополнительные делали (киндер игрушки)

Обыгрывание построек.

Декабрь

Первые шаги. «Рисуем резинками».

Знакомство с математическим планшетом.

Пальчиковая гимнастика «Дружные ребята».

Планшет, набор цветных резинок, набор цветных фигур.

Освоение системы координат.

«Ориентировка в пространстве».

Учить ориентироваться на поверхности планшета (слева – справа, вверху – внизу, внутри - снаружи).

Ориентировка в групповой комнате.

Дидактические игры на ориентировку в пространстве, планшет, набор цветных резинок.

Активизация словаря (вверху – внизу, внутри - снаружи).

«Занимательные задачи»

Учить детей простым занимательным задачам.

Придумывание простых задач детьми.

Набор цветных фигур, набор цветных резинок, простой карандаш, лист бумаги.

Освоение простых логических задач.

«Деление круга на части», «Часы».

Учить детей делить круг на части, определять время по часам (элементарные навыки)

Игра с часами «Один день Алёши».

Часы, планшет, набор цветных резинок.

Ориентировка в пространстве и во времени.

Январь

«Транспорт»

Лексическая тема.

Д/и «Назови наземный, воздушный и морской вид транспорта».

Предметные картинки по теме, планшет, набор цветных резинок.

Развитие речи детей.

«Узоры»

Изобразительная деятельность

Рассмотреть морозные узоры на окна, рисование снежинок.

Планшет, набор цветных резинок, цветных фигур.

Развивать конструктивные навыки. Придумывание своих узоров.

«Если хочешь быть здоров»

Беседа с детьми: «Что такое здоровье», «Что нужно делать, чтобы быть всегда здоровыми?».

Рассматривание иллюстраций по теме. Рисование фруктов, овощей и ягод.

Муляжи овощей, фруктов, ягод, трафареты, планшет, набор цветных резинок и цветных фигур.

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Февраль

«Геоконт»

Познакомить детей с игрой и силуэтным конструированием.

Рассматривание паутинок, изображение простых фигур из Паутинок.

Герои: Паук Юк. Материал: «Чудесная Поляна Золотых плодов, Царские Гвоздики.

Учить детей придумывать фигуры самим и делать их с помощью паутинок.

«Трансформируем геометрические фигуры»

Закрепление знаний геометрических фигур (многоугольники).

Рисование многоугольников.

Игровое поле, «Царские Гвоздики, резинки, простые карандаши, линейки и листы на каждого ребенка.

Активизация словаря: трапеция, пятиугольник, шестиугольник.

«Находим отражение в зеркале».

Учить детей находить отражение в зеркале. Беседа о зеркале.

Игры с зеркалами.

Зеркала на каждого ребенка, песочные часы, игровое поле, резинки.

Закрепить правила безопасности с зеркалами.

«Поворачиваем Геоконт»

Учить детей работать с шифром.

Игры с «Геоконтом».

Игровое поле, Царские Гвоздики, резинки.

Развитие творческих способностей, речи.

Март

«Определение высоты мачт», «Порядковый счет»

Знакомство с игрой Кораблик «Брызг – Брызг»,

Художественное слово «Как  играть»(заучивание стихотворения.)

Игровое поле, флажки семи цветов радуги, мачты

Закрепление высот (самая низкая, низкая, ниже средней, средняя, выше средней, высокая, самая высокая).

«Надень флажки на мачты».

Учить сортировать по цвету, определять пространственные отношения.

Д/и «Радуга».

Игровое поле, флажки, кораблик.

Активизация словаря: вертикаль, горизонталь, диагональ.

«Лесенка».

Развивать математические представления «условная мерка».

Игры с палочками Кюизенера.

Наборы палочек Кюизенера на каждого ребенка, игровое поле Кораблик.

Развивать зрительное восприятие, память.

«Ветер срывает флажки»

Решение логико – математических задач.

Составление простых задач детьми.

Игровое поле, простой карандаш, лист бумаги.

Учить зарисовывать схемы задач.

Апрель

«Считаем»

Знакомство детей с новой игрой. С Магноликом (персонаж сказки Фиалетового леса)

Д/и «Кто знает, тот дальше считает».

Игровое поле, шнурок

Учить считать окошечки по порядку.

«Считаем»

Игры с Магноликом.

Д/и «Кто знает, тот дальше считает».

Игровое поле, шнурок.

Продолжать учить считать окошечки первого десятка.

«Сравниваем числа первого десятка»

Учить сравнивать числа, знакомство с математическими знаками.

Д/и

Игровое поле, цифры, шнурок.

Учить детей использовать математические знаки.

Решаем примеры. Составляем задачи.

Продолжать учить решать логические задачи

Составление логических задач детьми (устно)

Игровое поле, шнурок.

Май

Фотоотчёт о работе кружка «В стране занимательной математики»

Подвести итоги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы:

 Подготовительная к школе группа

 

Объединение различных групп предметов, имеющих общий признак, в единое множество. Установление смысловых связей между предметами. Создание постройки по рисунку, чертежу. Деление предметов, фигур на несколько равных частей. Сравнение фигур по размеру (больше - меньше, длиннее - короче, такой же по длине, выше – ниже, шире – уже), по форме (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный, такой же по форме), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов). Упорядочивание и уравнивание предметов по длине. Подбор предметов по заданной длине. Подбор предметов по цвету и форме. Определение взаимного расположения объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.). Составление сказки с использованием рисунка – схемы. Определение значений дорожных знаков, опираясь на рисунки – символы. Экспериментирование. Сравнение группы однородных и разнородных предметов по количеству. Раскладывание предметов в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах 10.

Решение логических задач на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;

Создание рисунка-схемы, на основе своего рассказа. Анализ предметов по отдельным признакам. Устное составление задач по рисункам. Решение задач с опорой на наглядный материал. Составление задачи по схематическому рисунку и наоборот. Расположение предметов в заданной последовательности. Сравнение рисунка со схемой, с чертежом предмета. Создание образа на основе рисунка – схемы.

 Задания на развитие внимания: лабиринты, ребусы, сравнение рисунков с указанием сходства и различий, дидактические игры.

Задания на развитие воображения: деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей, преобразование одной фигуры в другую; подсчет общего количества изображений одной и той же фигуры на контурном рисунке; дополнение заданной фигуры до целого с выбором нужных частей из нескольких предложенных. 

Задания на развитие памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием изученного арифметического и геометрического материала; зрительные и слуховые диктанты на математическом материале с определением закономерности следования элементов.

Задания на развития мышления: выделение существенных признаков объектов, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания; проведение простейших логических рассуждений, сравнение объектов по разным признакам, классификация объектов, чисел, геометрических фигур по заданным условиям.

 К концу подготовительной к школе группы дети должны уметь:

- понимать независимость числа от величины, пространственного расположения предметов, направлений счета;

 - осуществлять объединение различных групп предметов, имеющих общий признак, в единое множество;

- устанавливать смысловые связи между предметами;

- выполнять сравнение фигур по величине (больше – меньше), по длине (длиннее – короче), по высоте (выше – ниже) по ширине (шире – уже), по форме (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный, такой же по форме), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов);– определять взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.);

- создавать постройки по рисунку, чертежу;

- осуществлять упорядочивание и уравнивание предметов по длине, ширине, размеру разными способами, подбор предметов по цвету и форме;

- делить предметы, фигуры на несколько равных частей;

- преобразовывать одни геометрические фигуры в другие путем складывания, разрезания;

- составлять математические сказки с использованием рисунка-схемы;

- определять значение дорожных знаков, опираясь на рисунки-символы;

- анализировать предметы по отдельным признакам;

- сравнивать группы однородных и разнородных предметов по количеству;

- раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах 10;

- решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;

- сравнивать рисунок со схемой, с чертежом предмета;

- составлять рисунки-схемы на основе своего рассказа;

- создавать образ на основе рисунка-схемы;

- составлять задачи по схематическим рисункам, с опорой на наглядный материал;

- располагать предметы в заданной последовательности.

- понимать задание и выполнять его самостоятельно;

-  проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.  

 

Методическое сопровождение

– консультация для родителей «Занимательная математика дома»,

– видео-презентации.

Дидактические материалы:

  геометрические фигуры и тела;

  палочки Х. Кюизенера;

  кубики «Сложи узор»

  «Уникуб» интеллектуальные игры Б.П Никитина

  наборы разрезных картинок;

  сюжетные картинки с изображением частей суток;

  Развивающие игры Воскобовича Кораблик «Брызг – Брызг»;

  цифры от 1 до 9;

  Развивающие игры Воскобовича серия «Геоконт»

  Развивающие игры Воскобовича серия «Цифровик» игра «Счетовозик»;

  Учебно – игровое пособие «Математический планшет»

  чудесный мешочек;

  счётные палочки;

  предметные картинки;

  знаки – символы;

  игры на составление плоскостных изображений предметов:

  «Листик», «Танграм», «Колумбово яйцо», «Круги, овалы», «Сфинкс», «Пентамино».

  обучающие настольно-печатные игры по математике;

  мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов;

  геометрические мозаики и головоломки;

  занимательные книги по математике;

  задания из тетради на печатной основе  для самостоятельной работы;

  простые карандаши; наборы  цветных карандашей;

  линейки и шаблоны с геометрическими фигурами;

  счетный материал;

  наборы цифр;

  конспекты.

Дидактический материал подбирается и систематизируется в со­ответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), воз­растными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностей.

Материально – техническое обеспечение:

Помещение: Для занятия требуется просторное, сухое с естественным доступом воздуха, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам. Столы и стулья должны соответствовать росту детей. Учебная комната оформлена в соответствии с эстетическими нормами.

Игры и канцелярские принадлежности находятся в доступных для детей индивидуальных шкафах.

Технические средства: компьютер и мультимедийное оборудование. 

Литература:

1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М.:  Просвещение,  2002. – 385 с.

2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение,  2001. – 404 с.

3. Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников – М.: Просвещение, 2002 – 256с.

4. Математика до школы. /Сост. Смоленцева А. А., Пустовойт О. В., Михайлова З. М., Непомнящая Р. Л. – СПб.: Детство-Пресс, 2000.

5. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников, М.: Просвещение, 2010. – 187с.

6. Михайлова З. А. Математика – это интересно. Методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2002.

7. Михайлова  З.А. Математика от трёх до семи. Учебно-методическое пособие. – СПб: Акцидент, 1997.

8.  Петерсон Л.Г. Раз ступенька, два ступенька. – СПб: Феникс, 2008. – 418с.

9.  Первые шаги в математику. Методическое пособие / Сост. Буланова Л. В., Корепанова М. В. и др. – Волгоград, 2004.

10.   Мониторинг в детском саду/ под ред. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, М.В. Крулехт. – СПб: Детство-пресс, 2011. – 297с.

11.  Макушкина С.В «Умные игры в добрых сказках» Парциальная программа Санкт – Петербург

12.  Панфилова Э.Н «Сказочные лабиринты игры» РАЗВИВАЛКА.РУ Санкт - Петербург

13.   Учебное пособие Чего на свете не бывает?/ под редакцией О.М. Дьяченко и Е.Л. Агаевой. – М.: Просвещение,  2007. – 245

 

19 ноября 2022 в 11:42

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.