Колодяжная Инна Сергеевна, воспитатель МДОУ ЦРР д/с «ПОЛЯНКА»
|
МОФ 2021Инновационный проект «Формирование основ финансовой грамотности у детей в условиях модернизации дошкольного образования» «Нажить много денег – храбрость, сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство» А. Бертольд Введение Важно помнить, что сегодняшние дети - это будущие участники финансового рынка, налогоплательщики, вкладчики, заёмщики. Вот почему финансовое обучение нужно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы. В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка, так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается усвоение первоначальных социокультурных правил и норм. Отличительная особенность этого периода от последующих периодов развития ребёнка состоит в том, что он обеспечивает общее развитие, является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений, начиная с дошкольного возраста. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в купле –продаже и других финансово – экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования именно с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности. Без сформированных первичных представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Актуальность и социальная значимость проекта Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребёнка с самых ранних лет его жизни. Повышение интереса к экономическому воспитанию в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества. Обращение к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней. В современном мире ребёнок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и т.д. Введение элементов экономического воспитания в образовательную деятельность с дошкольниками – это не дань моде, а, прежде всего, необходимость ещё в детстве дать детям представление о рыночной экономике и её закономерностях, способствовать развитию самостоятельности детей. Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями. Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с дошкольного возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. Новизна проекта заключается в разработке системы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста финансовой грамотности в занимательной игровой форме, с использованием игр-квестов и игрового интерактивного оборудования, с привлечением к сотрудничеству социальных партнеров. Постановка проблемы: Проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться в детском саду – первом звене системы непрерывного образования. Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Цель проекта: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования игр и игровых упражнений в образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи проекта: Обучающие: 1. Познакомить дошкольников с денежной сферой жизни; 2. Раскрыть взаимосвязь понятий: труд -продукт (результат труда) -деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать; 3. Сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению; 4. Подготовить к принятию своих первых финансовых решений; 5. Заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам; 6. Научить соотносить понятия надо, хочу и могу; 7. Обогатить словарный запас и познакомить с понятиями: • трудиться, работать и зарабатывать; • деньги, доходы; • покупать, тратить, расходовать, транжирить; • откладывать, копить, сберегать; • одалживать, занимать, отдавать, возвращать; • планировать, экономить. 8. Способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово-экономических отношений между людьми в обществе; 9. Подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги. Развивающие: Развивать ответственность, предприимчивость, расчетливость самостоятельность. Воспитательные: 1. Активизировать коммуникативную деятельность детей; 2. Стимулировать интерес к изучению мира финансов; 3. Сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью; 4. Способствовать повышению ответственности и самоконтроля качеств, необходимых для достижения успеха в жизни; 5. Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка.
Название проекта: «КвестФинанс» Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители воспитанников, социальные партнеры экономического сектора.
Тип и сроки реализации проекта: долгосрочный, групповой, информационно- практико – ориентированный, проект рассчитан на реализацию в течение 2020/2022 учебного года (сентябрь 2020 г. – май 2022г.)
Предмет проекта: финансовая грамотность. Практическая значимость проекта: реализация проекта значима для развития системы образования, так как способствует: · обеспечение работы в рамках «Стратегии повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации на 2017-2023 годы»; · развитие детей 5-7 лет в сфере экономики и финансовой грамотности; · формирование инфраструктуры, содействующей развитию образования детей экономической направленности; · формированию имиджа детского образовательного учреждения; · удовлетворенности родителей в образовательных услугах дошкольного учреждения; · повышению профессионального уровня педагогов; · участию педагогов и детей в конкурсах различных уровней.
Этапы и сроки реализации проекта: · Первый этап – организационно –подготовительный (май 2020 г. – сентябрь 2020г.) Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы. Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту Подбор художественной литературы Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта Анкетирование родителей
· Второй этап – основной (внедренческий) – сентябрь 2020г. – апрель 2022г. Реализация проектных мероприятий
· Третий этап – заключительный (май 2022 г.) Подведение итогов реализации проекта. Интеллектуально –познавательная игра «Путешествие по стране Экономике». Презентация методических разработок «Основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста». Представление материалов реализации проекта на странице официального сайта детского сада. Обобщение педагогического опыта с СМИ.
Управление и обеспечение проекта: Проектные мероприятия реализуются в групповом помещении детского сада и посредством «познавательных маршрутов». Реализация проектных мероприятий в детском саду организуется по интегрированному принципу в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Содержание проекта обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает определенные направления развития и образования детей: социально –коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно –эстетическое развитие, физическое развитие. Для повышения мотивации к познавательной деятельности по формированию основ финансовой грамотности в образовательной деятельности используется игровой персонаж гномик Экономик. Истории о приключениях гномика являются композиционным элементом, помогающим в более доступной для детей форме преподнести учебный материал.
Принципы: В основе методологического построения программы лежат принципы, определенные федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования: -Полноценное проживание ребенком всех этапов детства; -Амплификации детского развития; -Учет индивидуальных особенностей детей; -Системности и комплексности (системность и комплексность, конкретность и доступность дидактического материала реализуются в программе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания, умения и навыки, что в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие); -Принцип развивающего обучения (принимаются во внимание «зоны актуального и ближайшего развития» ребенка, что обеспечивает его интеллектуальное развитие); -Принцип комфортности (предусмотрена необходимость обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка), все занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуально-дифференцированный подход, создание для каждого ситуации успеха; -Сотрудничество организации с семьей. Все принципы методологического построения программы отражают современные научные взгляды, они не только обеспечивают решение задач обучения детей основам финансовой грамотности, но и осуществляют тесную взаимосвязь этического, трудового и экономического воспитания, способствуют формированию ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте. Формы работы: С детьми: непосредственно образовательная деятельность, продуктивная деятельность, игровая деятельность. С родителями: консультации, открытые показы итоговых занятий, дни открытых дверей. С педагогами: семинары, РПТО, открытые просмотры, консультации.
· Беседы с привлечением родителей (сотрудников экономического сектора), обсуждение, дискуссия. · Просмотр мультимедийных презентаций. · Коллекционирование. · Чтение художественной литературы. · Игровые ситуации. · Решение проблемных ситуаций. · Деловые, сюжетно –ролевые игры. · Экскурсии. · Использование электронных образовательных ресурсов. · Продуктивная деятельность. · «Познавательные маршруты».
Реализация проекта:
Пространственно – образовательная среда: Предметно – пространственная экономическая среда важное условие для успешного осуществления педагогического процесса. Положение предметно – пространственной экономической среды: Статичность и подвижность предметного окружения (заранее смоделированные ситуации сюжетно – дидактических игр, предоставление набора функционально – игровых предметов и т.д) Гибкость изолирования предметно – пространственного окружения (свободное и лёгкое трансформирование оборудования) Комфортность предметно – пространственной среды (удобное место для занятий для каждого ребенка, комфортность с точки зрения его эмоционального состояния и благополучия) Открытость – закрытость предметно – пространственного окружения (помогает заглянуть в разграничение внешнего и внутреннего миров существования:) себя и других, одного ребёнка и группы детей, группы и детского сада, детского сада и окружающего мира) Способность предметно – пространственной среды обеспечить развитие половых различий (необходимы предметы, стимулирующие принадлежность ребёнка к определённому полу). Зоны предметно – пространственной среды: Информационная зона (произведения художественной литературы экономического содержания, экономические сказки, герои художественных произведений, экономические «всезнайки», экономические поговорки, пословицы, модели товаров, услуг, бюджета, издержек и др). Занимательно – экономическая зона: (кроссворды, лабиринты, головоломки, метограммы, логогрифы, занимательные экономические задачи, ребусы и др). Деятельностно – экономическая зона: (дидактические игры с экономическим содержанием, игрушки предметы для организации сюжетно – ролевых игр, наборы различных материалов, инструментов, приспособления для обеспечения технологического процесса (приготовление пищи, ремонт одежды, изготовление игрушек и др), моделирование денежных знаков, различных видов валюты, ценников). Комплекс дидактических материалов: -копилка с набором разных монет и банкнот; -счеты; -рисунки -схемы семейного дохода (выполненные детьми вместе с родителями); -обложка для экономического словарика; -модель круга, карточки, которые являются секторами расхода; -тетрадь по финансовой грамотности; -карточки с изображением отделов супермаркета и картинки с изображением групп товаров; -конверты разного цвета с карточками; -картинки с изображением людей разных профессий; -картинки с изображением инструментов; -схемы для составления описательных рассказов; -плакат, объясняющий размен сторублёвой банкноты; -макет банкноты с указанием номинала на каждого ребёнка; -«товары» для магазина: муляжи продуктов; -«товары» для дома; -таблички с ценами на все товары; -изображение пластиковой карты, две пластиковые карты; -таблички с изображением кошелька с монетами и банкнотами; -«ценники»; -плакат с изображением пар товаров; -плакат с изображением внутреннего устройства банка; -таблички «магазин» и «банк» для каждого ребёнка; -иллюстрации: договоры, чековая лента; -таблички для детей с надписями «Кассир», «Операционист», «Консультант», «Кредитный специалист»; -полочки для товаров, касса, белые фартучки, шапочки, чеки, деньги, корзины, целлофановые пакеты, подносы; -сюжетные картинки; -карточки-картинки с изображением сказочных героев; -план-карта города, фото предприятий. Произведения детской художественной литературы: С. А. Маршак «Откуда стол пришел», В. Маяковский «Конь-огонь», Джанни Родари «Чем пахнут ремесла», С. Баруздин «Кто построил этот дом», А. Барто «Помощники», В. Осеева «Сыновья», «Синие листья», А. Ивич «Твоя одежда» и др.), Сказки авторские и народные: «Морозко», В. Катаев «Волшебное кольцо», «Дудочка и кувшинчик», «Мена», Ш. Перро «Кот в сапогах», Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», Э. Успенский «Семейный бюджет крокодила Гены», Э. Успенский «Дядя Федер, пёс и кот», Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Как солдат из топора кашу варил» и др.), Сказки, рассказы Два жадных медвежонка (Венгерская сказка) С. Михалков «Как старик корову продавал» Х.-К. Андерсен «Новое платье короля» Х.-К. Андерсен «Огниво» В.Катаев «Дудочка и кувшинчик» Народная сказка «Мена» К.И. Чуковский «Федорино горе» К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зёрнышко» Народная сказка «Жадная старуха» Народная сказка «Чудесная рубашка» Картотеки загадок, поговорок и пословиц по финансовой грамотности, картотека мультфильмов.
Перспективное планирование по проекту «По ступенькам финансовой грамотности» старшая группа 5-6 лет
Перспективное планирование по проекту «По ступенькам финансовой грамотности» подготовительная к школе группа 6-7 лет
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы.
Поэтому решение задач воспитания личности возможно только в тесном сотрудничестве педагог – ребенок – родитель.
Задачи работы с родителями: · повышение педагогической культуры родителей в воспитании ребенка; · изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного
· вооружение родителей основами экономических знаний через консультации, семинары, рекомендации
Система работы по повышению педагогической культуры родителей в обеспечении социокультурного экономического развития и воспитания дошкольников основана на следующих принципах: · совместная педагогическая деятельность семьи и детского сада;
· педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям; · поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития
· содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей; · опора на положительный опыт семейного воспитания.
Формы работы с родителями: · родительскиесобрания на социально- экономические темы; · открытые показы воспитательно – образовательного процесса; · вечера вопросов и ответов; · проведение совместных учебных мероприятий; · индивидуальная работа; наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки передвижки, выставки детских работ и дидактических игр; экскурсии.
Перспективный план по взаимодействию с семьей
Ресурсное обеспечение проекта: · Компьютерное оборудование · Денежные знаки современных, других стран, недавнего прошлого · Карта «Путешествие денежки» · Сюжетные картины «В магазине», «На рынке» · Атрибуты к сюжетно –ролевой игре «Магазин» · Материалы для продуктивной деятельности · Художественная литература: Липсиц И.В. «Удивительные приключения в стране «Экономика» Попова Т.Л., Меньшова О.И. «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях» Успенский Э. «Бизнес Крокодила Гены» Сказка Л.Ястребовой, Н. Мальчиной «Хранители бюджета» Романов А. «Чудеса в кошельке» К.И. Чуковский «Муха цокотуха». Мультфильмы С.Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама». · Настольные игры: «Монополия» «Денежный поток» «Менеджер» Игры для формирования финансовой грамотности: Игра «Груша и яблоко» Игра «Размен» Дидактическая игра «Кто кем работает», «Кто как работает» Игра «Услуги и товары» Практика «Мини банк» Игра «Что и когда лучше продавать» Игра «Домино» Игра «Назови монету» Игра «Хочу и надо» Игра «Копилка» Игра «Какие бывают доходы» Ожидаемые результаты: (5 –6 лет): -Дети понимают и ценят окружающий предметный мир (вещественный мир как результат труда людей); -Уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги; -Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд -продукт -деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества; -Видят красоту человеческого творения; -Признают авторитетными качества человека -хозяина: бережливость, расчетливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.); -Ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях; -Контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.
(6 –7 лет): -Дети имеют сформированные основные понятия финансовой грамотности, приближенные знания к реальной действительности, то есть формируется начало экономического мышления; -Интересуются социальными явлениями, происходящими в общественной жизни; -Знают о новых профессиях, умеют рассказывать о них; -Владеют обогащенным словарным запасом, который связан с областью финансирования, начальной экономикой, трудовой деятельностью людей современных профессий; -Приобретают такие качества, как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша; -Проявляют коммуникативные социальные навыки: общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца; -Проявляют здоровый интерес к деньгам, осознают правила их честного приобретения, взаимосвязи понятий «труд-деньги», понимание факта купли-продажи. Повышен уровень родительской компетентности в формировании основ финансовой грамотности у детей. Заключение: По завершению проектных мероприятий дети могут: · Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.). · Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности. · Представлять о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд. · Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить. · Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей · Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого. · Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека. · Осознавать на доступном уровне взаимосвязи понятий: «труд – продукт -деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества», признание авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие - и вместе с тем щедрость, честность, отзывчивость, доброта (приводить примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.). · Понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознавать чувства других людей. В рамках реализации Проекта проводился мониторинг уровня финансовой грамотности. Перспективы проекта: 1. Продолжить работу по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников. 2. Активизировать деятельность родителей через совместную деятельность для продолжения работы с детьми.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Видео
19 ноября 2022 в 11:45
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.