Колодяжная Инна Сергеевна, воспитатель МДОУ ЦРР д/с «ПОЛЯНКА»

МОФ 2021

Инновационный проект «Формирование основ финансовой грамотности у детей в условиях модернизации дошкольного образования»

«Нажить много денег – храбрость, сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство» А. Бертольд

Введение

Важно помнить, что сегодняшние дети - это будущие участники финансового рынка, налогоплательщики, вкладчики, заёмщики. Вот почему финансовое обучение нужно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка, так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается усвоение первоначальных социокультурных правил и норм. Отличительная особенность этого периода от последующих периодов развития ребёнка состоит в том, что он обеспечивает общее развитие, является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности).

Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений, начиная с дошкольного возраста. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в купле –продаже и других финансово – экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.

Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования именно с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности. Без сформированных первичных представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

 

Актуальность и социальная значимость проекта

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребёнка с самых ранних лет его жизни. Повышение интереса к экономическому воспитанию в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества.

Обращение к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

В современном мире ребёнок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и т.д.

Введение элементов экономического воспитания в образовательную деятельность с дошкольниками – это не дань моде, а, прежде всего, необходимость ещё в детстве дать детям представление о рыночной экономике и её закономерностях, способствовать развитию самостоятельности детей.

Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.

Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с дошкольного возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

 Новизна проекта заключается в разработке системы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста финансовой грамотности в занимательной игровой форме, с использованием игр-квестов и игрового интерактивного оборудования, с привлечением к сотрудничеству социальных партнеров.

Постановка проблемы:

Проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться в детском саду – первом звене системы непрерывного образования. Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Цель проекта: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования игр и игровых упражнений в образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО.

 

Задачи проекта:

 Обучающие:

1. Познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;

2. Раскрыть взаимосвязь понятий: труд -продукт (результат труда) -деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;

3. Сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;

4. Подготовить к принятию своих первых финансовых решений;

5. Заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;

6. Научить соотносить понятия надо, хочу и могу;

7. Обогатить словарный запас и познакомить с понятиями:

трудиться, работать и зарабатывать;

• деньги, доходы;

• покупать, тратить, расходовать, транжирить;

• откладывать, копить, сберегать;

• одалживать, занимать, отдавать, возвращать;

• планировать, экономить.

8. Способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово-экономических отношений между людьми в обществе;

9. Подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги.

Развивающие:

Развивать ответственность, предприимчивость, расчетливость самостоятельность.

Воспитательные:

1. Активизировать коммуникативную деятельность детей;

2. Стимулировать интерес к изучению мира финансов;

3. Сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;

4. Способствовать повышению ответственности и самоконтроля качеств, необходимых для достижения успеха в жизни;

5. Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка.

 

Название проекта: «КвестФинанс»

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители воспитанников, социальные партнеры экономического сектора.

 

Тип и сроки реализации проекта: долгосрочный, групповой, информационно- практико – ориентированный, проект рассчитан на реализацию в течение 2020/2022 учебного года (сентябрь 2020 г. – май 2022г.)

 

Предмет проекта: финансовая грамотность.

 Практическая значимость проекта: реализация проекта значима для развития системы образования, так как способствует:

· обеспечение работы в рамках «Стратегии повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации на 2017-2023 годы»;

· развитие детей 5-7 лет в сфере экономики и финансовой грамотности;

·  формирование инфраструктуры, содействующей развитию образования детей экономической направленности;

· формированию имиджа детского образовательного учреждения;

·  удовлетворенности родителей в образовательных услугах дошкольного учреждения;

· повышению профессионального уровня педагогов;

·  участию педагогов и детей в конкурсах различных уровней.

 

 Этапы и сроки реализации проекта:

· Первый этап – организационно –подготовительный (май 2020 г. – сентябрь 2020г.)

  Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.

  Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту

  Подбор художественной литературы

  Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта

  Анкетирование родителей

 

· Второй этап – основной (внедренческий) – сентябрь 2020г. – апрель 2022г.

  Реализация проектных мероприятий

 

· Третий этап – заключительный (май 2022 г.)

  Подведение итогов реализации проекта.

  Интеллектуально –познавательная игра «Путешествие по стране Экономике».

  Презентация методических разработок «Основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».

  Представление материалов реализации проекта на странице официального сайта детского сада.

  Обобщение педагогического опыта с СМИ.

 

Управление и обеспечение проекта:

Проектные мероприятия реализуются в групповом помещении детского сада и посредством «познавательных маршрутов». Реализация проектных мероприятий в детском саду организуется по интегрированному принципу в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Содержание проекта обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает определенные направления развития и образования детей: социально –коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно –эстетическое развитие, физическое развитие. Для повышения мотивации к познавательной деятельности по формированию основ финансовой грамотности в образовательной деятельности используется игровой персонаж гномик Экономик. Истории о приключениях гномика являются композиционным элементом, помогающим в более доступной для детей форме преподнести учебный материал.

 

 Принципы:

В основе методологического построения программы лежат принципы, определенные федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:

-Полноценное проживание ребенком всех этапов детства;

-Амплификации детского развития;

-Учет индивидуальных особенностей детей;

-Системности и комплексности (системность и комплексность, конкретность и доступность дидактического материала реализуются в программе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания, умения и навыки, что в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие);

-Принцип развивающего обучения (принимаются во внимание «зоны актуального и ближайшего развития» ребенка, что обеспечивает его интеллектуальное развитие);

-Принцип комфортности (предусмотрена необходимость обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка), все занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуально-дифференцированный подход, создание для каждого ситуации успеха;

-Сотрудничество организации с семьей.

Все принципы методологического построения программы отражают современные научные взгляды, они не только обеспечивают решение задач обучения детей основам финансовой грамотности, но и осуществляют тесную взаимосвязь этического, трудового и экономического воспитания, способствуют формированию ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте.

Формы работы:

 С детьми: непосредственно образовательная деятельность, продуктивная деятельность, игровая деятельность.

С родителями: консультации, открытые показы итоговых занятий, дни открытых дверей.

С педагогами: семинары, РПТО, открытые просмотры, консультации.

 

· Беседы с привлечением родителей (сотрудников экономического сектора), обсуждение, дискуссия.

· Просмотр мультимедийных презентаций.

· Коллекционирование.

· Чтение художественной литературы.

· Игровые ситуации.

· Решение проблемных ситуаций.

· Деловые, сюжетно –ролевые игры.

· Экскурсии.

· Использование электронных образовательных ресурсов.

· Продуктивная деятельность.

· «Познавательные маршруты».

 

Реализация проекта:

 

Пространственно – образовательная среда:

Предметно – пространственная экономическая среда важное условие для успешного осуществления педагогического процесса.

Положение предметно – пространственной экономической среды:

Статичность и подвижность предметного окружения (заранее смоделированные ситуации сюжетно – дидактических игр, предоставление набора функционально – игровых предметов и т.д)

Гибкость изолирования предметно – пространственного окружения (свободное и лёгкое трансформирование оборудования)

Комфортность предметно – пространственной среды (удобное место для занятий для каждого ребенка, комфортность с точки зрения его эмоционального состояния и благополучия)

  Открытость – закрытость предметно – пространственного окружения (помогает заглянуть в разграничение внешнего и внутреннего миров существования:) себя и других, одного ребёнка и группы детей, группы и детского сада, детского сада и окружающего мира)

   Способность предметно – пространственной среды обеспечить развитие половых различий (необходимы предметы, стимулирующие принадлежность ребёнка к  определённому полу).

Зоны предметно – пространственной среды:

  Информационная зона (произведения художественной литературы экономического содержания, экономические сказки, герои художественных произведений, экономические «всезнайки», экономические поговорки, пословицы, модели товаров, услуг, бюджета, издержек и др).

  Занимательно – экономическая зона: (кроссворды, лабиринты, головоломки, метограммы, логогрифы, занимательные экономические задачи, ребусы и др).

Деятельностно – экономическая зона: (дидактические игры с экономическим содержанием, игрушки предметы для организации сюжетно – ролевых игр, наборы различных материалов, инструментов, приспособления для обеспечения технологического процесса (приготовление пищи, ремонт одежды, изготовление игрушек и др), моделирование денежных знаков, различных видов валюты, ценников).

 Комплекс дидактических материалов:

-копилка с набором разных монет и банкнот;

-счеты;

-рисунки -схемы семейного дохода (выполненные детьми вместе с родителями);

-обложка для экономического словарика;

-модель круга, карточки, которые являются секторами расхода;

-тетрадь по финансовой грамотности;

-карточки с изображением отделов супермаркета и картинки с изображением групп товаров;

-конверты разного цвета с карточками;

-картинки с изображением людей разных профессий;

-картинки с изображением инструментов;

-схемы для составления описательных рассказов;

-плакат, объясняющий размен сторублёвой банкноты;

-макет банкноты с указанием номинала на каждого ребёнка;

-«товары» для магазина: муляжи продуктов;

-«товары» для дома;

-таблички с ценами на все товары;

-изображение пластиковой карты, две пластиковые карты;

-таблички с изображением кошелька с монетами и банкнотами;

-«ценники»;

-плакат с изображением пар товаров;

-плакат с изображением внутреннего устройства банка;

-таблички «магазин» и «банк» для каждого ребёнка;

-иллюстрации: договоры, чековая лента;

-таблички для детей с надписями «Кассир», «Операционист», «Консультант», «Кредитный специалист»;

-полочки для товаров, касса, белые фартучки, шапочки, чеки, деньги, корзины, целлофановые пакеты, подносы;

-сюжетные картинки;

-карточки-картинки с изображением сказочных героев;

-план-карта города, фото предприятий.

Произведения детской художественной литературы:

С. А. Маршак «Откуда стол пришел», В. Маяковский «Конь-огонь», Джанни Родари «Чем пахнут ремесла», С. Баруздин «Кто построил этот дом», А. Барто «Помощники», В. Осеева «Сыновья», «Синие листья», А. Ивич «Твоя одежда» и др.),

Сказки авторские и народные:

«Морозко», В. Катаев «Волшебное кольцо», «Дудочка и кувшинчик», «Мена», Ш. Перро «Кот в сапогах», Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», Э. Успенский «Семейный бюджет крокодила Гены», Э. Успенский «Дядя Федер, пёс и кот», Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Как солдат из топора кашу варил» и др.),

Сказки, рассказы

Два жадных медвежонка (Венгерская сказка)

С. Михалков «Как старик корову продавал»

Х.-К. Андерсен «Новое платье короля»

Х.-К. Андерсен «Огниво»

В.Катаев «Дудочка и кувшинчик»

Народная сказка «Мена»

К.И. Чуковский «Федорино горе»

К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зёрнышко»

Народная сказка «Жадная старуха»

Народная сказка «Чудесная рубашка»

Картотеки загадок, поговорок и пословиц по финансовой грамотности, картотека мультфильмов.

 

Перспективное планирование по проекту «По ступенькам финансовой грамотности» старшая группа 5-6 лет

 

Месяц

Тема

Цель

Сентябрь

«Азбука финансов» (вводное занятие)

Расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей; развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей; развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры; воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость

«Что такое семейный бюджет»

Повторить понятие «потребности человека», закрепит названия основных потребностей и что к ним относится. Уточнить от чего зависят потребности человека; способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи.

Октябрь

«Беседа о труде»

Сформировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, предпочитая профессии родителей детей данной группы детского сада; учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги; поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым; стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.

Деловая игра «Директор супермаркета»

Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Закрепление знаний о функционировании магазина. Формирование навыков культурного поведения в общественных местах.

Ноябрь

«Поход в магазин»

Расширение представлений детей о том, как складывается семейный бюджет. Раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный).

«История возникновения денег»

Знакомство детей с историей возникновения денег, их предназначением. Воспитание уважительного отношения к деньгам. Закрепить знания детей о возникновении денег. Развивать логическое мышление, речь детей, расширять кругозор. Развивать творческие способности. Формировать умение работать в команде.

Декабрь

«Какая бывает валюта?»

Формирование представлений детей о том, какие бывают деньги. Познакомить детей с видами денег. Развивать логическое мышление.

«Финансовая школа»

Познакомить с понятиями «валюта», «бюджет», «банковский счёт (депозит)», «доход», «расход», «сальдо»; содействовать развитию познавательного интереса к решению математических логических задач с использованием вышеперечисленной терминологии; сформировать навыки командной игры.

Январь

«Поиск сокровищ пирата Финансиста»

Расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей. Развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей. Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость.

«Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

Выявление представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг. Содействовать формированию дружного коллектива.

Февраль

«Производите

ли и ресурсы»

Закрепить представления о разнообразии природных и капитальных ресурсов, способов их использования; Обсудить происхождение продуктов и из чего можно изготовить необходимые товары; Выявить знания о производителях товаров и услуг; Воспитывать   умение работать командой, радоваться успехам и сопереживать неудачам товарищей; Воспитывать уважение к людям разных профессий.

«Сколько нужно

человеку»

Формировать понимание о значении денег в жизни каждого человека, об умении тратить их разумно, учить расходовать заработанные деньги-жетоны, Воспитывать уважение к родителям, обеспечивающим семью деньгами; желание трудиться самим, Развивать мышление, память, умение четко выражать свои мысли.

Март

Сюжетно- ролевая игра «Магазин

«Детский мир»

Формировать умение широко и творчески использовать в игре полученные знания о финансовых понятиях; Развивать способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами

сверстников; Воспитывать культуру речевого общения; Знакомить с профессиями продавца, кассира.

Игровая  ситуация «Ты мне, я – тебе!»

Раскрыть сущность понятия «ты – мне, я – тебе», как обмене одной вещи на другую без денег, на основе сказочных персонажей; Продолжать развивать представления детей о деньгах, товарах; Воспитывать умение определять разницу между «хочу» и «надо», честность.

Апрель

Беседа «Долг платежом красен»

Дать детям, понятие долга. Учить детей анализировать поведение персонажей. Развивать внимание к сверстникам.

В гостях у сказки

«Цветик-семицветик»»

Дать детям возможность осознать, что в жизни не все, как в сказке, что наше желание мы можем осуществить с помощью покупки нужных нам предметов и что купить можно многое, но не все; активизировать словарь за счёт таких терминов, как покупка, сделать покупку; Формировать у детей понятия «хочу», «надо»; Воспитывать  нравственные понятия, чувство сострадания, желание помочь.

Май

Проблемная ситуация «Копейка

Рубль сбережет»

Формировать умение правильно делать покупки (потребительская грамотность). Развивать у детей умение экономить; Выделять  слова и действия, относящиеся к экономике; Развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность.

«Приключения  Умника и Торопыжки»

Повторить понятие «потребности человека»; Закрепить названия основных потребностей и что к ним относится; Уточнить от чего зависят потребности человека; Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь; Подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет. Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи; Способствовать формированию коммуникативных компетентностей, социальных компетентностей. Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

 

Перспективное планирование по проекту «По ступенькам финансовой грамотности» подготовительная к школе группа 6-7 лет

 

Месяц

Тема

Цель

Сентябрь

«История возникновения денег»(ознакомительное  занятие)

Знакомство детей с историей возникновения денег, их предназначением. Воспитание уважительного отношения к деньгам. Закрепить знания детей о возникновении денег. Развивать логическое мышление, речь детей, расширять кругозор. Развивать творческие способности.

Формировать умение работать в команде.

«Деньги. Купюра. Монета»

Раскрыть сущность понятий «деньги», «монета», «купюра»;- закрепить знания детей о внешнем виде современных денег; Учить находить отличительные исходные признаки между монетой и купюрой, между купюрами разного достоинства; Помочь детям осознать роль денег в жизни людей

Октябрь

«Денежные истории»

Научить понимать назначение денег; Дать детям представление о денежной единице; Показать путь преображения денежной единицы от товара до современных денег; Совершенствовать навыки счета на примере монет, упражнять детей в размене денежной монеты достоинством 5 рублей более мелкими монетами; Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий как экономность, бережливость, воспитывать стремление прийти на помощь, умение договариваться.

«Достоинство монет и купюр»

Закрепить у детей понятия «деньги», «купюра», «монета»; Дать детям  представления о  достоинстве монет и купюр; Учить устанавливать соответствие между достоинством денег и количеством монет и купюр;  учить выстраивать последовательность по увеличению и уменьшению

достоинства монет и купюр;

Ноябрь

«Магазин. Виды магазинов»

Ввести в активный словарь понятия: «продовольственный магазин»,  промтоварный магазин», учить разграничивать понятия, находить  сходные и отличительные черты; - уточнить у детей представления о разных видах магазинов; - учить распределять предметы для продажи по разным видам магазинов

Прослушивание сказки о приключениях монеток.

Познакомить детей с денежными знаками Российской Федерации, научить различать монеты разного достоинства, показать, что достижение результата возможно сообща и согласованно.

Декабрь

«Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта»

Раскрытие сущности понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закрепление знаний детей о внешнем виде современных денег. Задачи: Познакомить детей с разными видами денег; Расширять

представление об элементах экономики (деньги их история)

«Финансовая безопасность»

Научить различать товар и не товар, понимать от чего зависит цена товара формировать представления о расходах семьи, понимать основные потребности семьи. Расширить  представление детей о труде взрослых; Воспитать умение определять и различать потребности человека: жизненно важные, духовные, семейные потребности.

Январь

Познавательное занятие «Наука экономика»

Знакомство детей с понятием «экономика», определить её место и роль в жизни человека, способствовать возникновению интереса к экономической сфере жизнедеятельности.

«Учимся экономить»

Учить детей творчески использовать в игре знания о финансовых понятиях; Закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Воспитывать уважение к любой работе; Развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления; Выделять слова и действия, относящиеся к экономике, давать нравственную оценку поступкам героев; Воспитание разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи.

Февраль

«Как сберечь ресурсы планеты»

Развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике; Продолжать формировать понимание единства человека и природы, дать образное и прощённое объяснение понятий энергосбережения, электроэнергии, экономного пользования водой, сохранения тепла; Развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение; Познакомить с понятиями "экономия", "бережливость"; показать, что экономия помогает учитывать ограниченность ресурсов. Воспитывать уважительное отношение к дарам природы; Воспитывать финансовую грамотность, способствуя целостному развитию личности ребенка, формированию у него адекватной системы ценностей и полной картины мира.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин или супермаркет: где выгодно»

Продолжать знакомить детей с трудом продавца, товароведа, охранника, директора. Формировать устойчивый интерес к профессии работников торговли и обобщать представления о структуре супермаркета и об использовании технического

прогресса в их труде. Развивать навыки диалогической и монологической речи. Способствовать применению элементарных правил безопасности поведения в  нестандартных ситуациях в общественных местах. Развивать у детей творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая

собственный игровой замысел с замыслами сверстников, инициативы организаторские и творческие способности, чувство коллективизма.

Март

«Как деньги доходят, а потом расходятся»

Познакомить детей с составляющими семейного бюджета, с путями экономии расходов бюджета семьи;

Расширить словарный запас детей понятиями «доходы», «расходы», «зарплата», «пенсия», «стипендия»; Воспитывать чувство меры в своих желаниях; воспитывать правильное

отношение к деньгам.

«Как правильно беречь наши деньги»

Формировать понятия экономность, бережливость, расчетливость; систематизировать знания детей о способах экономного расходования бюджета; воспитывать навыки разумного поведения в ситуациях, связанных с деньгами.

Апрель

«Друзья рублика. Деньги других стран»

Познакомить с понятием «валюта», с денежными знаками других стран (на примере доллара, евро, марки, франка); Расширять активный и пассивный словарь, закреплять понятия «деньги», «купюра», «монета»; Развивать устную речь, наблюдательность, наглядно- образное мышление; Воспитывать бережное отношение к деньгам, умение работать в коллективе.

 «Как делать покупки с умом»

Закрепить представления детей о многообразии товаров, развивать у детей умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой и спросом на него; Обогатить словарный запас детей понятиями «товар», «цена», «реклама», «дороже – дешевле»; Дать детям возможность практически осуществить процесс создания рекламы; воспитывать правильное отношение к деньгам, уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.

Май

«Какая бывает валюта?»

Формирование представлений детей о том, какие бывают деньги. Познакомить детей с видами денег. Развивать логическое мышление.

«Реклама вокруг нас»

Познакомить с разнообразными видами рекламы, дать представление для чего нужна реклама. Воспитывать интерес к полезной рекламе. Научить детей правильно воспринимать рекламу

 

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы.
Семья играет ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника.
Именно в семье благодаря ощущению «живой человеческой среды» и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный экономический опыт.

Поэтому решение задач воспитания личности возможно только в тесном сотрудничестве педагог – ребенок – родитель.


Цель: повышение экономической образованности родителей.

 

Задачи работы с родителями:

· повышение педагогической культуры родителей в воспитании ребенка;

· изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного
воспитания;

· вооружение родителей основами экономических знаний через консультации,

семинары, рекомендации

 

Система работы по повышению педагогической культуры родителей в обеспечении социокультурного экономического развития и воспитания дошкольников основана на следующих принципах:

· совместная педагогическая деятельность семьи и детского сада;
сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием
родителей;

· педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

· поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития
педагогической культуры каждого из родителей;

· содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

· опора на положительный опыт семейного воспитания.

 

Формы работы с родителями:

· родительскиесобрания на социально- экономические темы;

· открытые показы воспитательно – образовательного процесса;

· вечера вопросов и ответов;

· проведение совместных учебных мероприятий;

· индивидуальная работа; наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки передвижки, выставки детских работ и дидактических игр; экскурсии.

Перспективный план по взаимодействию с семьей

 

Месяц

Формы работы с родителями

Сентябрь

-Консультация для родителей
«Дошкольник и…. экономика»
-Анкетирование родителей по теме
-Папка – передвижка «Дети и деньги»

Октябрь

-Консультация для родителей «Из опыта

работы по -экономическому воспитанию

в детском саду».

-Папка – передвижка «Экономический

словарь»

Ноябрь

-Консультация «Формирование

элементарных экономических знаний через

сюжетно-ролевые игры с математическим

содержанием»

- Папка – передвижка «Советы Гнома

Эконома»

Январь

-Творческое задание по изготовлению

атрибутов

Февраль

-Творческое задание по изготовлению

атрибутов

Март

-Совместное посещение родителей и детей

библиотеки семейного чтения

Апрель

-Круглый стол для родителей

«Экономическое воспитание

дошкольников»

Май

-Сочинение экономической сказки при

помощи моделирования, выставка сказок.

 

 

Ресурсное обеспечение проекта:

· Компьютерное оборудование

· Денежные знаки современных, других стран, недавнего прошлого

· Карта «Путешествие денежки»

· Сюжетные картины «В магазине», «На рынке»

· Атрибуты к сюжетно –ролевой игре «Магазин»

· Материалы для продуктивной деятельности

· Художественная литература:

  Липсиц И.В. «Удивительные приключения в стране «Экономика»

  Попова Т.Л., Меньшова О.И. «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях»

  Успенский Э. «Бизнес Крокодила Гены»

  Сказка Л.Ястребовой, Н. Мальчиной «Хранители бюджета»

  Романов А. «Чудеса в кошельке»

  К.И. Чуковский «Муха цокотуха».

Мультфильмы С.Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама».

· Настольные игры:

  «Монополия»

  «Денежный поток»

  «Менеджер»

Игры для формирования финансовой грамотности:

  Игра «Груша и яблоко»

  Игра «Размен»

  Дидактическая игра «Кто кем работает», «Кто как работает»

  Игра «Услуги и товары»

  Практика «Мини банк»

  Игра «Что и когда лучше продавать»

  Игра «Домино»

  Игра «Назови монету»

  Игра «Хочу и надо»

  Игра «Копилка»

  Игра «Какие бывают доходы»

Ожидаемые результаты:

 (5 –6 лет):

-Дети понимают и ценят окружающий предметный мир (вещественный мир как результат труда людей);

-Уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;

-Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд -продукт -деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;

-Видят красоту человеческого творения;

-Признают авторитетными качества человека -хозяина: бережливость, расчетливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.);

-Ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях;

-Контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.

 

 (6 –7 лет):

-Дети имеют сформированные основные понятия финансовой грамотности, приближенные знания к реальной действительности, то есть формируется начало экономического мышления;

-Интересуются социальными явлениями, происходящими в общественной жизни;

-Знают о новых профессиях, умеют рассказывать о них;

-Владеют обогащенным словарным запасом, который связан с областью финансирования, начальной экономикой, трудовой деятельностью людей современных профессий;

-Приобретают такие качества, как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша;

-Проявляют коммуникативные социальные навыки: общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца;

-Проявляют здоровый интерес к деньгам, осознают правила их честного приобретения, взаимосвязи понятий «труд-деньги», понимание факта купли-продажи.

Повышен уровень родительской компетентности в формировании основ финансовой грамотности у детей.

 Заключение:

По завершению проектных мероприятий дети могут:

· Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

· Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.

· Представлять о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.

· Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.

· Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей 

· Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого. 

· Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.

· Осознавать на доступном уровне взаимосвязи понятий: «труд – продукт -деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества», признание авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие - и вместе с тем щедрость, честность, отзывчивость, доброта (приводить примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.).

· Понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознавать чувства других людей.

В рамках реализации Проекта проводился мониторинг уровня финансовой грамотности.

 Перспективы  проекта:

1. Продолжить работу по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников.

2. Активизировать деятельность родителей через совместную деятельность для продолжения работы с детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовойграмотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников), - Калининград, 2013.-26 с.
2. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
3. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
4. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
5. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.
6. Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения вРоссийской Федерации/А. А. Бокарев//Финансы. -2010-№9.-С. 3-6.
7. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спец проект Российской экономической школы по личным финансам. -2010---С. 42.
8. Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М.: КноРус, 2012.-106 с.
9. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников), -  Калининград, 2013.-26 с.
10. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 – 176 с. 
11. Смоленцева, А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. – М.: АРКТИ, 2006 – 88 с.
12. Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Методические рекомендации для воспитателя по финансовой грамотности для организации обучения и воспитания дошкольников – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019
Обучающий видеоконтент:

Видео
Серия видео-мультфильмов «Уроки тётушки Совы»:
- Азбука денег тётушки Совы - Что такое деньги?
- Азбука денег тётушки Совы - Умение экономить.
- Азбука денег тётушки Совы - Карманные деньги.
- Азбука денег тётушки Совы - Потребности и возможности.
- Азбука денег тётушки Совы - Домашние питомцы.
Фиксики - Деньги
Караваев В. «Зайчонок и муха», 1977.
«Все профессии нужны, все профессии важны» (мультфильм-песенка для малышей).
Союзмультфильм «Так сойдёт».
Союзмультфильм «Пятачок».
«Вершки и корешки».
Союзмультфильм «Сказка про лень».
Мультсериал «Навигатум»:
- Профессия «Ветеринар»
- «Детский стоматолог

 

19 ноября 2022 в 11:45

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.