Колодяжная Инна Сергеевна, воспитатель МДОУ ЦРР д/с «ПОЛЯНКА»

МОФ 2016

Исследовательская деятельность как средство реализации принципов ФГОС дошкольного образования

 

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

В.А. Сухомлинский

 

Аннотация проекта:

Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках нового Федерального государственного образовательного стандарта. Современный мир столь  динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Формирование целостного, комплексного, интегративного системно – деятельностного подхода к воспитанию дошкольника является целевой установкой ФГОС.

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Это естественное состояние малыша, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Генетически предопределённая поисковая активность создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Проблема:

Другими словами, исследовательское поведение для дошкольника – важнейший источник получения представлений о мире. Но, человек, создавая систему массового образования подрастающего поколения, эту особенность детской природы учитывать не стал. Традиционное для большинства стран мира обучение строится не на методах самостоятельного, творческого поиска новых знаний, а преимущественно на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем – то добытых истин. В общественном сознании и профессиональном педагогическом мышлении прочно утвердился миф о том, что собственный исследовательский поиск возможен лишь тогда, когда человек обогатит свою память всеми знаниями, которые накопило человечество. Многим даже в голову не приходит, что исследователь формируется не на третьем десятке лет собственной жизни, когда поступает в аспирантуру, а значительно раньше того времени, когда родители впервые приведут его в детский сад.

Актуальность проблемы:

Стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека и исследовательских методов обучения в практике образования. В XXI веке становится всё более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь связана (или будет связана) с научной работой, они необходимы каждому человеку. Универсальные умения и навыки исследовательского поведения требуются от современного человека в самых разных сферах жизни. И его развитие в этом направлении и нужно начинать с самого детства.

«Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». (А.И.Савенков). Следовательно, необходимо увеличивать долю исследовательских методов обучения в образовательном процессе.

Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. Однако нет целостного подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте личностного развития ребенка-дошкольника. И это свидетельствует об актуальности проблемы развития исследовательской деятельности у дошкольников и о недостаточной ее разработанности в плане развития ребенка.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта в систему дошкольного образования меняются требования и к самому воспитателю, к методам обучения и воспитания дошкольников. При грамотно организованной исследовательской деятельности у детей уже в детском саду перед поступлением в первый класс будут сформированы интеллектуальные умения, ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как:

- уметь видеть проблему и ставить вопросы;

- уметь доказывать;

- делать выводы;

- высказывать предположения и строить планы по их проверке.

Именно исследовательский метод является одним из основных методов, который может помочь дошкольнику решить выше обозначенные задачи. Ведь исследовательский метод наиболее полно соответствует природе ребенка и современным требованиям воспитания и обучения.

Гипотеза: использование методов исследовательского обучения в образовательной практике способствует развитию познавательных процессов и повышению умственных способностей детей.

В процессе исследовательской деятельности у детей идёт развитие познавательной активности и любознательности, обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость  формулировать  закономерности и делать выводы стимулирует развитие речи. У ребёнка накапливаются умственные умения, развиваются изобразительные способности. Ему приходится измерять, считать, сравнивать.

Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.

Главная идея проекта: в соответствии с требованиями современных программ создать благоприятные условия для познавательной, исследовательской деятельности детей.

Обоснование значимости проекта:

В дошкольном возрасте во время проведения занятий дети должны получать только положительные эмоции, удовлетворение и чувство самоуважения от достигнутых результатов. Следовательно, нужен особый подход к обучению, который построен на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Это – исследовательское обучение, так как оно направлено на развитие у ребенка умений и навыков научного поиска, на воспитание истинного творца. А это значит, что исследовательская деятельность должна быть свободной, практически нерегламентированной какими-либо внешними установками или временем.

Следовательно, необходимо искать новые пути для полноценного развития познавательной активности детей. С этой целью были изучены и систематизированы материалы соответствующей методической литературы по теме «Детское исследование». За основу работы взяты методы и приемы исследовательского обучения, предлагаемые А.И.Савенковым «Методика исследовательского обучения дошкольников», «Методика проведения учебных исследований в детском саду»

Тип проекта: долгосрочный (срок реализации сентябрь 2016г по май 2017г) информационно – практико – ориентированный.

Вид проекта: исследовательский

Объект исследования: исследовательская деятельность детей.

Предмет исследования: внедрение методов исследовательского обучения в образовательный процесс.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.

Формы взаимодействия:

С детьми: непосредственно образовательная деятельность, продуктивная деятельность, игровая деятельность.

С родителями: консультации, открытые показы итоговых занятий, дни открытых дверей.

С педагогами: семинары, РПТО, открытые просмотры, консультации.

Цель: дать импульс превращению процесса развития интеллектуально – творческого потенциала личности ребенка, путём совершенствования его исследовательских способностей, в процессе саморазвития.

Подходя к созданию исследовательской деятельности у дошкольников, выявлены следующие задачи:

Образовательные:

- Обучать детей дошкольного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

- обеспечить переход от предметно – практического действия к образно – символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира)

- формировать и развивать у дошкольников умения и навыки исследовательского поиска;

- формировать у дошкольников и педагогов представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

- организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников;

- организовать предметно – развивающую среду.

Развивающие:

- развивать познавательные потребности дошкольников;

- развивать познавательные способности дошкольников;

- развить умения использовать исследовательские и коммуникативные способности в процессе обучения и в повседневной жизни.

Воспитательные:

- прививать бережное отношение к природе, окружающему миру;

- воспитывать интерес к познавательной деятельности;

- воспитывать самостоятельность;

- научить детей работать согласованно, единой командой.

Ожидаемый результат:

- создать необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами исследовательской деятельности;

- Расширить представления детей о физических свойствах окружающего мира;

- Развить умение наблюдать, сравнивать, исследовать выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений обобщать их по признакам;

- Воспитывать эмоционально- ценностное отношение к природе, окружающему миру;

- Повышение уровня компетентности родителей;

- Воспитать творческую, самостоятельную личность;

- Сформировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении исследовательских экспериментов;

- Повышение профессионального мастерства педагога в области исследовательской деятельности детей;

- Появление стремления детей к новым открытиям.

 Этапы реализации проекта осуществляются в течение всего учебного года под наблюдением воспитателя группы (фиксировать результаты наблюдений и обеспечивать психологическую поддержку детей).

В качестве основной линии работы выделяется работа по формированию и развитию умений и навыков исследовательского поиска у детей старшего дошкольного возраста. Этому будут способствовать специально организованные НОД, занятия-тренинги, собственно исследования, «научные» доклады.

С целью мониторинга воспитатель ведёт наблюдения за детьми по выявлению исследовательских способностей. Динамика развития ребенка  вносится  педагогом в диагностическую карту посредством отметок в определенные периоды времени: начало, середина и конец учебного года.

1 этап: с сентября по октябрь 2016 г

Предварительная подготовка:

- экскурсии и целевые прогулки;

- наблюдения за объектами и явлениями природы;

- беседа «Кто такие – учёные»?;

- рассматривание иллюстраций в книгах с научным содержанием, детских энциклопедиях;

- знакомство с материалами мини-лаборатории «Любознательные гномики» в группе.

- тренинг по активизации исследовательского поведения.

- посещение-мини лаборатории детского сада, зимнего сада.

- разработка тематического плана по исследовательской деятельности детей.

2 этап: с ноября по март 2017 г

Практическая часть:

Центр «Хочу все знать»:

- проведение НОД, в основе которого лежат методы исследовательского обучения.

- чтение художественной литературы («Большая энциклопедия для дошкольника», энциклопедия «Все обо всем»);

- эвристические беседы по изучаемым темам.

- обобщение опыта по разрабатываемым темам (составление докладов);

- мониторинг (презентации научных работ).

Игровой центр:

- игры словесные;

- развивающие игры и упражнения.

Мини-лаборатория «Любознательные гномики» (экспериментальный уголок):

- изготовление макетов: горы, вулканы; солнечная система, макеты животных жарких стран, северных стран.

- копилка «нужных ,ненужных» вещей;

- плановые опыты;

- опыты из серии «Открытие дня» (проведение опытов, необходимость в которых возникает при эвристических беседах);

- оформление альбомов по лексическим темам, по проведенным опытам и экспериментам (в виде зарисовок и фотографий);

- защита проектных работ.

- создание в группе мини – музея «Воздух»

- работа по тематическому плану по исследовательской деятельности детей в течение года.

Важным  является вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс и развитие с ними партнерских отношений. В связи с этим  организованы мероприятия, которые помогают понять родителям их значимость и важность в формировании исследовательской культуры дошкольников.

Взаимодействие с семьей:

- анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»

- домашняя работа по поиску информации и иллюстративного материала;

- акция «Вместе с ребенком» (ежемесячно);

- привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды в группе; пополнение мини – лаборатории.

- родительское собрание на тему: «Не бойтесь быть Плюшкиным»;

- поощрение в виде «Благодарственного письма» родителям и «Медали «Хочу все знать!» ребенку;

- консультации на тему: «Движущие силы исследовательского поведения ребенка», «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»;

- индивидуальные консультации по осуществлению акций;

- оформление наглядной информации в родительском уголке.

3 этап:

Результат проектной деятельности:

- мониторинг;

- открытые занятия на родительском собрании ( апрель); «Богатство нашей планеты Земля тематический блок «Воздух»

- открытое занятие для педагогов, РПТО (январь); «Удивительный мир магнита» тематический блок «Неживая природа»

- аттестация педагога (март) «Всё о шоколаде. Польза или вред шоколада» тематический блок «Растительный мир»

- фотовыставка «Хотим все знать» (май);

- выставка детских рисунков «Моя научная работа» (апрель)

- участие в Всероссийском конкурсе исследовательских работ дошкольников и младших школьников «Я - исследователь», Талант с колыбели «Мои первые открытия».

- участие в смотре – конкурсе развивающих центров науки  «Юный исследователь» на уровне ДОУ.

- создание мини – огорода «Огород на окне» (выращивание рассады для огорода) наблюдение за ростом рассады с последующей зарисовкой.

Методика проведения исследовательской работы

Этапы работы с детьми:

Этапы реализации исследовательской деятельности.

- самостоятельная исследовательская практика;

- тренинг исследовательских способностей;

- мониторинг исследовательской деятельности детей.

 

 Самостоятельная исследовательская практика.

Основное содержание работы на этом этапе – проведение детьми самостоятельных исследований и выполнение ими творческих проектов. Этот этап выступает в качестве основного, центрального. Занятия в его рамках выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска и творческого проектирования постепенно возрастает.

 2 этап Тренинг исследовательских способностей.

В ходе данного тренинга дети должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска. Они должны научиться:

-видеть проблемы;

-ставить вопросы;

-выдвигать гипотезы;

-давать определения понятиям;

-классифицировать;

-наблюдать;

-проводить эксперименты;

-делать умозаключения и выводы;

-структурировать материал;

-объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

 

 3 этап Мониторинг исследовательской деятельности детей.

Мониторинг включает в себя мероприятия, необходимые для управления процессом исследовательского обучения. Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим, все, что им обнаружено и изучено, очень важно для всех, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умением аргументировать собственные суждения, умозаключения и выводы.

 

Знакомство дошкольников со спецификой исследовательского поиска.

Этапы детских исследований:

 

Учебное исследование дошкольника включает следующие основные этапы:

-выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования);

-выработку гипотез;

-поиск и предложение возможных вариантов решения;

-сбор материала;

-обобщение полученных данных;

-подготовку материалов исследования к защите;

-защиту.

Первый этап:

 «Тренировочные занятия» на данном этапе ребенок включается в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях в детском саду. Этот этап рассчитан не только на то, чтобы обучать детей наблюдению и экспериментированию, но включает в себя полный цикл исследовательской деятельности – от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.

Подготовка и организация занятия:

а) Описание методики;

б) Карточки с символическими изображениями «методов исследования»

в) карточки с рисунками, обозначающими темы возможных исследований.

Методы исследования:

1. Выбор темы.

2 .Составление плана исследования.

3. Сбор материала.

4. «Подумать самостоятельно»

5. «Спросить у другого человека».

6. «Узнать из книг».

7. «Наблюдение и эксперимент».

8. Обобщение материалов.

9.  Презентация итогов исследования.

 

Второй этап:

«Самостоятельные учебные исследования старших дошкольников». На этом этапе в активный исследовательский поиск вовлекаются все участники занятия. Каждый ребенок в ходе тренировочных занятий познакомился с общим планом действий и потенциально готов к собственному исследованию.

1.Подготовка;

2.Проведение исследования;

3.Сбор материала;

4.Сообщения.

Формы организации исследовательской деятельности:

- Занятия – экспериментирования;

- беседы познавательно – эвристического характера;

- дидактические и развивающие игры, упражнения;

- эксперименты, опыты, исследования;

- наблюдения за живимы объектами и явлениями природы;

- экскурсии и целевые прогулки;

- работа в уголках природы; мини – лабораториях;

- трудовые поручения, действия;

- коллекционирование, организация мини – музеев в группах;

- дошкольные мини – конференции;

- просмотр мультимедийных проектов, презентации проектов.

 

Исследовательская практика ребёнка в детском саду.

Исследовательская практика ребенка – дошкольника – это один из основных путей познания окружающего мира. Его следует рассматривать не просто как один из многочисленных методов обучения, а как основной путь познания, к которому следует максимально приблизить обучение.

Темы детских исследований:

- Фантастические – темы, ориентированные на исследование и разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений.

-Эмпирические – темы предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.

- Теоретические – темы ориентированные на работу по изучению и обобщению факторов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. Это то, что можно спросить у других людей, то, что содержится в фильмах, написано в книгах.

Правила выбора темы:

- тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его;

- тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования;

- тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности;

- тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Приложение № 2

Специфика организации воспитательно-образовательного процесса:

 заключается в предварительной подготовке детей  дошкольного возраста к проведению исследовательской деятельности, предполагает знакомство детей с оборудованием и материалами мини-центра «Научная лаборатория», их назначением. В данном мини-центре имеются:

- приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;

- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;

- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;

-разные виды бумаги;

- красители: гуашь, акварельные краски;

- медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);

- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

Далее идет ознакомление детей с миром удивительной литературы познавательного характера (книги, наборы открыток, альбомы), выяснение их ценности.

  И к практической- занятия по приобретению детьми специальных знаний (тематического словаря научного характера) и развитию у них специальных умений и навыков исследовательского поиска. Для этого проводятся занятия-тренинги, предложенные А.И.Савенковым (с добавлением нескольких своих игр и упражнений). Целью этих занятий является введение ребенка в исследовательскую деятельность. Здесь ребенок учится делать выбор интересующей его темы, строить план действий, общаться со сверстниками и взрослыми, искать и собирать информацию, систематизировать ее и выступать с докладом. Также занятия-тренинги способствуют тому, что дети становятся увереннее в себе, научаются слушать и слышать друг друга. Такой вид работы проводится в свободное время - в утреннее или вечернее время, между занятиями, на прогулках - со всей группой или в индивидуальной форме. Одновременно планируются целевые прогулки, экскурсии, кратковременные и долгосрочные наблюдения за объектами живой и неживой природы. Еженедельно проводятся беседы, которые направлены на развитие детской любознательности, потребности в новых знаниях. Такая работа позволяет выявить детей активных, любознательных, способных на креативное мышление. Далее проводятся занятия по познавательному циклу, разработанные с применением методов исследовательского обучения. На этих занятиях присутствуют дети все одновременно или по подгруппам (в соответствии с сеткой занятий).

Ценность таких занятий состоит в увлекательном совместном приобретении детьми знаний путем собственных поисков необходимой информации по предложенной теме. Программное содержание занятий позволяет максимальное внедрение методов и приемов, которые активизируют использование сохранных анализаторов детей, что очень важно для наших детей. Ведь чувственное познание окружающего принято считать начальной ступенью познания.

 Дети, живя в мире предметов, человеческих отношений, стремятся их понять, раскрыть с помощью своих чувств. Поэтому, участие в исследовательской деятельности, особенно в экспериментальной её части, помогает нашим детям проникать вглубь объектов – живых и неживых, а также помочь осознать их внутренние свойства и отношения. В свою очередь, чувственный опыт детей прочно связан с речью, следовательно, исследовательская деятельность способствует выполнению  - развитию коммуникативных способностей детей. И еще одно немаловажное обстоятельство: на подобных занятиях большое внимание в виде похвалы уделяется закомплексованным, неуверенным в себе, детям, чей интерес к поисковой деятельности несколько снижен. Таким образом, активизируется их дальнейшее участие в совместной работе и постепенно развивается чувство самоуважения. В результате дети становятся более смелыми, постепенно раскрывают свои естественные таланты: умение слушать, говорить, просто общаться. А это в свою очередь служит гарантом саморазвития личности, они учатся по-своему мыслить, доказывать, спорить и т. д. Таким образом, выполняется главная функция исследовательского поведения – функция развития. После проведения нескольких совместных занятий по познавательному циклу можно начинать работу клуба. В клубе знатоков дети самостоятельно выбирают тему для исследований по предложенным картинкам (например, с изображениями воды, света, воздуха, вулканов, звуков, молока и т.д.). Совместно обговаривают план работы по понравившейся теме и устанавливают примерный срок выполнения. Далее в течение определенного времени «знатоки» занимаются самостоятельным поиском информации, иллюстраций, материалов для проведения экспериментальной части работы. Главные исследователи вместе с «научным руководителем» (воспитателем) обрабатывают собранный материал, проводят занятие по исследованию выбранного объекта и назначают время для доклада. Выступающие с «научным» докладом, дети надевают мантию и академический головной убор. Вся атрибутика создает атмосферу таинственности и важности всей проводимой работы, некоторое приобщение к миру взрослых.

Конечным результатом работы по теме становится папка (альбом) с иллюстрациями, с зарисованными опытами и, конечно, самое главное в ней – сам доклад, записанный в виде символов.

Исключительно большая роль в проведении такой огромной работы отводится родителям. Они являются важным и неотъемлемым звеном данной работы. Их задачей является всемерное, безотказное содействие своим детям в поиске информации, иллюстраций по изучаемым темам. А также чрезвычайно важно проведение еженедельных акций «Вместе с ребенком», которые предполагают тесный контакт родителей с детьми, ориентируют их на эмоционально-познавательное общение. Следовательно, такое взаимодействие с родителями благотворно влияет на психологическое развитие ребенка и, как следствие, дает большие возможности для повышения уровня его познавательных способностей.

Представление образовательных результатов.

Представления образовательных результатов происходят:

- на родительских собраниях; день открытых дверей;

- во время проведения индивидуальных бесед с родителями;

- на педагогических советах, а также семинарах, РПТО; аттестация.

- выступление и защита  «Мои первые открытия».

Мониторинг.

Мониторинг осуществляется воспитателем 3 раза в год (в начале и конце учебного года со всеми детьми, в середине года с детьми, показавшими низкий уровень развития во время проведения мониторинга в начале учебного года) и имеют качественную оценку. Педагог заполняет диагностические карты, отражающих уровни сформированности умений и навыков исследовательской деятельности дошкольников по следующим критериям: сформирован, не сформирован, формируется. Диагностика основана на методе наблюдений за действиями детей во время проведения исследовательской деятельности как на специально организованных занятиях, так и в свободной деятельности.

Связь со специалистами.

Для достижения более эффективных результатов ведется работа в системе с другими специалистами ДОУ:

- педагог-психолог (проводит консультации, беседы с детьми, на своих занятиях, по возможности, предварительно обследует с детьми те предметы или объекты, которые впоследствии будут подвергаться исследованию на специальных занятиях);

- учитель-логопед, который работает с детьми не только по устранению дефектов речи, но и над коммуникативной ее стороной;

- посещение автором проекта открытых занятий, семинаров по исследовательской деятельности старших дошкольников, как внутри ДОУ, так и на уровне района.

Ожидаемые результаты.

В связи с поставленными задачами предполагаются следующие результаты:

- в отношении детей:

- умение слушать;

- умение обратиться к взрослому с вопросом;

- умение ребенка отвечать на вопросы;

- умение осуществлять поиск информации, иллюстраций, материалов необходимых для исследований по определенной тематике;

- умение обрабатывать собранный материал;

- умение представить доклад;

- в отношении родителей:

- повышение педагогической компетентности в вопросах организации и проведение исследовательской деятельности;

- повышение вовлеченности родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Эффективность работы по данному проекту нами будет отслеживаться по следующим критериям:

- в отношении детей:

- через их совместную работу по поиску и сбору информации;

- по умению анализировать и систематизировать информацию;

-по умению общаться со сверстниками и взрослыми;

- в отношении родителей:

- через повышение родительской активности и заинтересованностью воспитательно-образовательным процессом;

- через активное участие в предлагаемых формах работы.

Заключение

В ходе проекта дети учатся совместно работать, искать и собирать информацию, анализировать и систематизировать ее, тесно общаться со сверстниками, родителями и сотрудниками ДОУ, выступать с докладами. Все это в полной мере способствует саморазвитию личности каждого ребенка, воспитанию в нем целеустремленности и самоуважения. У родителей непременно появляется уверенность в своих детях, потому что они видят их еще с одной стороны: как активных творцов, способных добиваться поставленной цели. Следовательно, в школе эти дети, при определенной помощи родителей, способны достичь высоких результатов.

Начальный опыт работы по проекту позволяет сделать вывод об его эффективности и возможности использования в дальнейшей работе. Такой вывод делается исходя из результатов обследования детей, проводимых воспитателями группы и педагогом-психологом ДОУ, в конце предыдущего учебного года. Сравнение диаграмм результатов обследования показывает, что гипотеза, поставленная в данном проекте, полностью подтверждается.

Таким образом, включение методов исследовательского обучения в образовательный процесс, систематическое проведение разработанных мероприятий, а также согласованная совместная работа воспитателей, родителей и педагога-психолога способствуют качественной подготовке детей к обучению в школе.

Итак,  приходим к выводу, что внедрение исследовательских методов в образовательный процесс детского сада - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения.

Литература:

 1. Деркунская В.А. Игры – эксперименты с дошкольниками./ Центр педагогического образования, 2012

2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004

3. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет/ Издательство «Речь» 2006Иванова А.И

4. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004,

 5. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. / Детство-пресс 2013

6. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002 6.

7.  Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду / сост. Н.В. Нищева.. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013

8. Интерактивные мультфильмы – уроки для дошкольников по ознакомлению с окружающей природой: «Уроки тетушки Совы»

9. «Дошкольное образование» № 7, 2004. Тематический номер по развитию исследовательских способностей детей.

10.  Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль: Академия развития, 2003.

11.Савенков А.И «Методика исследовательского обучения дошкольников» Издательство «Учебная литература» 2010г.

12. Савенков А.И «Методика проведения учебных исследований в детском саду» Издательство «Учебная литература» 2007г.

13. Материалы Интернет-сайтов.

 

 

 

Диагностическая карта по выявлению исследовательских умений

Имя ребенка

умение слушать-

умение видеть проблему

умение выдвигать гипотезу

умение обратиться с вопросом

умение отвечать на вопросы

умение осуществлять поиск информации, иллюстраций и другим материалов, необходимых для исследований

умение обрабатывать материал (делать выводы)

умение представить доклад

Критерии оценивания:

+ - сформировано;

- - не сформировано;

* - формируется.

 

 

 

 

 

 

 

19 ноября 2022 в 11:49

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.