Колодяжная Инна Сергеевна, воспитатель МДОУ ЦРР д/с «ПОЛЯНКА»

Неделя здоровья

 1. Паспорт проекта средняя группа «Ромашка»

Тема: «Энциклопедия здоровья»

Тип проекта: познавательно – творческий, краткосрочный,

практико- ориентированный.

Вид: групповой

Место проведения: МДОУ ЦРР Детский сад «Полянка»

Срок реализации: 1 неделя (с 03 по 07 февраля 2020 года)

Участники проекта:  воспитатели, дети, родители, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, медсестра.

Постановка проблемы

Проблема:

Самой актуальной на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. Из года в год увеличивается количество детей не только с врождёнными заболеваниями, но и с приобретёнными в процессе жизни дефектами здоровья. В современном обществе, к сожалению все больше наблюдается рождение ослабленных детей. На сегодняшний день самой актуальной проблемой является укрепление здоровья детей. Именно в детстве закладываются основы здоровой организации жизни ребенка на будущее. Физические упражнения, движение должны прочно войти в быт каждого человека, который хочет сохранить работоспособность, здоровье. Здоровье нельзя удержать лекарствами.

Актуальность проекта:

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Изучения результаты динамики основных показателей состояния здоровья и развития ребенка мы видим, что у значительной части детей, посещающих дошкольное учреждение, наблюдаются различные отклонения в состоянии здоровья, отставания в физическом развитии. Таким образом стало необходимым изучение современных методик по укреплению и сохранению детского здоровья.

В связи с этим нами был разработан проект «Недели здоровья»

Цель и задачи проекта

Цель проекта: Сформировать представление о ценности здоровья, желание вести здоровый образ жизни. обеспечить оптимальный двигательный режим в течение всей недели.

Задачи проекта:

Пропагандировать здоровый образ жизни.
Подвести к осознанию потребностей ребёнка в знаниях о себе и о своём здоровье.
Учить детей оценивать и прогнозировать своё здоровье.

Формировать навыки ухода за телом, создавать условия для закаливания, выработать стойкую привычку к самомассажу.

Продолжать знакомить детей с правилами гигиены;

Дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми.

Расширить знания родителей о физических умениях и навыках детей.

Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми.

Заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.

Рассказать детям о витаминах и полезных продуктах;

Знакомить детей с возможными травмирующими ситуациями. Учить некоторым правилам оказания первой медицинской помощи в случае травм (ушиб, порез, ссадина, вызов скорой помощи)

Ожидаемые результаты:

- Знать несложные приёмы самооздоровления;

- Иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья (соблюдение режима, правильное питание, чистота тела, спорт);

- Повышение речевой активности, активизация словаря;

- Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев;

- Приобретённые навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни, что позволит снизить заболеваемость детей.

- Повысится заинтересованность родителей в ведении здорового образа жизни своего и ребёнка.

Формы работы по реализации проекта:

Работа с детьми:

Беседы, НОД, рассматривание иллюстраций, Познавательно-исследовательская деятельность, игровая деятельность(настольные, СРИ, пальчиковые игры, п/игры, д/игры, самостоятельная изо деятельность, чтение худ. Литературы, стихи, рассказы, загадки по данной теме, просмотр мультфильмов.

Работа с родителями:

· 1. Знакомство с мероприятиями проекта, включение родителей в ход проекта.

· 2. Консультации: «Что такое иммунитет?», «ЗОЖ ваших детей», «Детские инфекции», «Системы работы по валеологическому воспитанию детей», Летний отдых с детьми», «Детей играми -оздоровим, себя – омолодим»

Этапы реализации проекта:

1-й этап – Подготовительный

- изучить методическую, научно - популярную и художественную литературу по теме;

- подобрать иллюстративный материал по данной теме, игрушки, атрибуты для игровой, познавательной, театрализованной деятельности;

- составить план мероприятий на каждый день, картотеку стихов, загадок, пословиц, массажа, зрительной и дыхательной гимнастики

- привлечь родителей к совместной работе с ДОУ по воспитанию культуры здоровья у детей дошкольного возраста.

2-й этап – Основной.

Непосредственная деятельность по проекту.

Работа с детьми по дням недели:

Понедельник: «Чистота – залог здоровья» (правила гигиены)

Цель: Довести до сознания детей необходимость и важность соблюдения гигиенических процедур, поддерживать чистоту тела, продуктов, помещений.

· Лаборатория: «Чистим зубы – избавляемся от микробов» - закрепить правила ухода за зубами, правильной чистке и уходе за зубной щёткой

· Чтение худ. литературы Яснов М. "Я мою руки".

Просмотр мультфильмов в течении дня: «Смешарики» из цикла «Азбука здоровья»: «Скажи микробам нет», «Кому нужна зарядка», «Экономия времени», «Личная гигиена», «Здорово быть здоровым», «Распорядок».

· Д/И: «Хорошо-плохо», «Враги моего организма»

· Рисование «Чистые руки – ваше здоровье» (вторая половина дня)

Спортивное развлечение «У нас в гостях Мойдодыр»

 Сюжетно-ролевые игры «Больница» (врач — пациент), «Телефонный разговор» (вызов «скорой помощи»), «Кукла заболела» (задача воспитывать у детей умение сопереживать, сочувствовать, внимательно относиться к больному), «Магазин» (покупаем полезные для здоровья продукты), «Поликлиника», «Аптека».

· Работа с родителями:

· 1. Консультация: «ЗОЖ ваших детей»,

· 2. Консультация: «Системы работы по валеологическому воспитанию»

· 4. Демонстрация наглядного материала: «Как правильно чистить зубы»

· Артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика.

Вторник «Первая помощь» (Спешим на помощь)

 Цель: обобщить знания детей о том, как правильно оказывать первую помощь при ушибах, ссадинах, порезах;

проверить умение детей на практике применять полученные знания;

воспитывать сознательное отношение к жизни и её безопасности. Закаливание (точечный массаж). Первая помощь.

 Знакомство детей с элементами оказания первой медицинской помощи, точечным массажем. 

Викторина: «Ситуации»:

1. Дети играли на улице в догонялки. Петя убегал от всех. Вдруг, Саша подставил подножку, Петя упал. У него оказался сильный ушиб колена, локтя и многочисленные ссадины.
Вопрос: Кто виноват? Как можно было избежать травмы?
2. Брат и сестра играли дома в салки. Брат пробегая, нечаянно уронил вазу. Ваза разбилась. Испугавшись, сестра стала быстро подбирать стекла и порезала руку.
Вопрос: Кто виноват? Как можно было избежать несчастного случая? Как оказать первую помощь?
3. Во дворе жгли листву. Дети находились рядом. Один из них стал бить палкой по горящему полену. Искры разлетелись в разные стороны. Огонь попал девочке на куртку, куртка вспыхнула. Ребята растерялись. Девочка получила ожоги.

Вопрос: Кто виноват? Как избежать несчастного случая? В чем заключается первая помощь?

Загадки:

В природе от солнца бывает загар
В доме от спички бывает … (пожар).

Платье Машеньке из шелка
Сшили нитки и … (иголка)

На кухне в работе очень хорош
Блестящий, наточенный, остренький … (нож).

Чтение художественной литературы: «Доктор Айболит».

Конспект НОД «Спешим на помощь»

Сюжетно-ролевая игра: Больница.

Закаливание, точечный массаж.

Среда «День Витаминки» (здоровое питание)

Цель: Помочь детям понять, что здоровье человека зависит от правильного питания, объяснить, что еда должна быть не только вкусной, но и полезной

Экскурсия на пищеблок.

Цель: Продолжать знакомить детей с профессиями.

Посадка огорода

Цель: учить ухаживать за растениями, дать представление о необходимости тепла, света и воды для роста растений.

Рассказать о работе повара. Воспитывать интерес к труду взрослых, учить обращать внимания на трудовые действия повара и результат его работы. Продолжать знакомить детей с предметами окружающей обстановки, расширять словарный запас.

Расширять представления об овощных культурах.

Игры, дидактические игры

«Фрукты и овощи»,

«Волшебный мешочек»,

«Узнай по описанию»,

«Что где растет»,

«Где живут витамины»

Цель: рассказать детям в игровой форме о важности правильного питания

Сюжетно-ролевые игры

«Идем в магазин за полезными продуктами»,

«Маша обедает», «Помогите Мишке»

Цель: Закреплять знания детей о правилах гигиены:

убедить их в том, что здоровое сбалансированное питание – это вкусно, полезно и весело!

Продолжать учить детей мыть руки перед едой, после посещения туалетной комнаты, после улицы, не брать в рот игрушки и другие предметы, не предназначенные для еды. Закреплять знания детей о полезных продуктах.

Речевое развитие

Сказка «Маша обедает» Театрализованная деятельность

Цель: инсценировать сказку – стихотворение по ролям

Учить внимательно слушать стихотворение, включаться в игру-инсценировку, подражать голосам животных. Закрепить знания детей о том, чем питаются люди, собака, курица, кошка. Воспитывать любовь, бережное отношение ко всему живому, желание ухаживать за животными.

Чтение художественной литературы, потешек и загадок о фруктах и овощах

Рисование  - коллаж «Овощи и фрукты полезные продукты»

Цель: Закрепить знание детей о витамине А, о продуктах в которых он находится. Развивать мелкую моторику рук.

Рисование «Чеснок»

Цель: дать знание о пользе чеснока. Закреплять умения работы с красками. Воспитывать аккуратность и умение слушать объяснение.

Лепка «Фруктов»

Цель: закрепить знания детей о пользе фруктов. Продолжать учить лепить предмет состоящий из двух частей. Развивать моторику. Воспитывать усидчивость.

Раскрашивание овощей (свободная деятельность»

Цель: уточнить понятие овощи, учить называть и различать овощи. Учить при раскрашивании не заходить за контур.

 -выставка детских работ по теме «Каша – здоровье наше».

Физкультминутки

Цель: повышение и поддержание на должном уровне умственной активности и работоспособности ребенка во время занятий

Расширять и закреплять знания детей о том, что можно употреблять в пищу, а что нельзя. Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Доставить удовольствие от игры.

· Д/и «Приготовь витаминный салат», «Фруктовый салат», «Фруктовое канапе».

· Развлекательная игра: «Рыбалка»

Артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика.

Четверг «Сохрани своё здоровье сам» (день безопасности)

Цель: Воспитать у детей осознанное отношение к своему организму:

Задачи: бережно и заботливо к нему относиться, формировать у детей представление о здоровом образе жизни, научить детей любить себя и свой организм, закрепить знания о полезных и вредных привычках, формировать негативное отношение к вредным привычкам, воспитывать желание помогать себе сохранить здоровье, прививать любовь к физическим упражнениям.

 Беседа «Зимние виды спорта»

Презентация «Зимние виды спорта»

Цель: знакомство детей  зимними видами спорта, развитие речевых навыков,

Аппликация «Фигурное катание».

Цель: формирование умения детей выполнять аппликацию на основе базовой формы «прямоугольник», закрепление аппликативных умений и навыков, систематизация знаний о зимних видах спорта.

Физкультминутка «Мы на лыжах в лес идем».

Цель: развитие умения сочетать речь с движениями, формирование речевых навыков, обогащение двигательных умений и навыков.

Физическая культура : спортивное развлечение «Спорт – это здоровье».

Цель: воспитание чувства товарищества и спортивного характер.

Театрализованные этюды «Зимние виды спорта».

Цель:развитие интерес детей к театрализованным играм, формировать умение имитировать движения, подражая действиям воспитателя, учить в жестах и движениях показывать зимние виды спорта (ходьба на лыжах, фигурное катание, биатлон, катание на сноуборде и т.д.)

Прогулка

Наблюдения за спортивными играми старших детей

Цель: обогащение знаний детей о спортивных играх.

Пословица «Кто спортом занимается, тот силы набирается»

Цель: учить детей понимать смысл пословицы, развитие связной речи.

Подвижные игры:

«Два Мороза», «Попади в цель», «Снежная королева».

Цель: Приобщать детей к традициям большого спорта; развивать быстроту, ловкость, силу, точность, выносливость; продолжать формировать знания о зимних видах спорта.

Загадывание загадок о зимних видах спорта

Цель: развитие логического мышления, памяти, внимания, расширение представлений детей о зимних видах спорта, обогащение и активизация словаря по теме.

Дидактические игры:

«Собери картинку», «Что нужно спортсмену?», «Найди отличия».

Цель: закрепление и систематизация знаний детей о зимних видах спорта, развитие логического мышления, внимания, памяти, формирование речевых навыков.

Разукрашивание раскрасок о зимних видах спорта

Цель: развитие творческих способностей детей, закрепить умение раскрашивать картинки цветными карандашами, не выходить за контур рисунка, формирование умения регулировать нажим.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин одежды для спортсменов» Цель: ознакомление с трудом взрослых в магазине одежды. Учить распределять роли и ладить в совместной игре. Развитие интереса в игре.

Пятница «С физкультурой дружить – здоровым быть!» (спортивные ребята)

Цель: Формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни.

Задачи: Прививать любовь к физическим упражнениям, закаливанию, повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников.

·  Демонстрация наглядного материала: Плакаты: «Весёлая зарядка», «Уголок здоровья»

· Беседа с детьми «Что такое здоровье».

 Физическое развитие: «День П/игр». (спортивный зал)

 Художественно-эстетическое развитие» Аппликация: «Мишка делает зарядку»,

· Физиологические опыты (обращать внимание детей на то, как изменяется работа нашего организма во время подвижных игр, физической нагрузки (покраснение, потоотделение, учащенное сердцебиение).

· Загадки о спорте.

· Работа в спортивном уголке: рассматривание альбома «Виды спорта».

· Д/и «Продолжи фразу», «Кому что нужно?», «Кто скажет больше слов о мяче (клюшке, лыжах, велосипеде и т. д.)».

· П/и «Не урони палку», «Делай вот так», «Кто быстрее?»

· Игра-соревнование «Я лучше и аккуратнее всех сложил одежду» для закрепления умение быстро, аккуратно раздеваться, раскладывать одежду в определенные места;

Просмотр мультфильмов: «Шайбу», «Талант и поклонники», «Футбольные звезды».

· Рисование «Мы со спортом крепко дружим!»

Артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика.

Литература для детей:

· Авдеенко К. «Помидор», «О здоровье»

· Анпилов А. «Зубки заболели»

· Барто А. "Прогулка", "Грипп", "Прививка"

· Благинина Е. "Прогулка"

· Витковская М. "О том, как мальчуган здоровье закалял"

· Грозовский М «Распорядок дня»

· Жаброва Е. «Будь спортивным и здоровым»

· Зайцев Г. «Дружи с водой».

· Зайцев Г. «Уроки Мойдодыра»

· Кан Е. "Наша зарядка"

· Карганова Е. «Наоборот»

· Крылов А. "Как лечили петуха"

· Кудашева Р. "Петушок"

· Кузнецов А. "Кто умеет?"

· Лубянко Н. «Гимнастика»

· Маршак С. "Дремота и зевота", «Вот какой рассеянный… », «Я выросла», «Помощница»

· Маяковский В. "Что такое хорошо и что такое плохо"

· Михалков С. "Про девочку, которая плохо кушала", "Прививка", "Про мимозу",   "Не спать", "Прогулка", «У меня опять 36, 5», «Чудесные таблетки», «Овощи», «Грипп».

· Найдёнова Н. "Наши полотенца"

· Остер Г. «Петька – микроб»

· Пословицы и поговорки о здоровье

· Рыжова Л. «Деловой человек»

· Сизова Н.О."Валеология"

· Силенок Е. «Мойдодыр»

· Синицина Ю. «С человеком беда»

· Степанов В. «Что показывают стрелки?»

· Стихи Еремеевых М. и С. «С чего начинается утро», «Для чего нужна зарядка». «Руки мой перед едой», «Водные процедуры», «Все делай вовремя дружок», «Одевайся по погоде».

· Суслов В. "Про Юру и физкультуру"

· Токмакова И. "Мне грустно – я лежу больной"

· Успенский Э. "Дети, которые плохо едят в детском саду"

· Фразеологический словарь для детей

· Чуковский К.И. "Айболит", "Мойдодыр"

· Шалаева Г.П., Журавлёва О.М., Сазонова О.Г. "Правила поведения для воспитанных детей"

· Шорыгина Т. «Зарядка и простуда», «Зачем соблюдать режим», «Веселый футбол»

· Яковлев Ю. «Больной»

· Яснов М. "Я мою руки".

· Мультфильмы о спорте и здоровье

· «Ваше здоровье», «Здоровье начинается дома», «Ёжик и здоровье», «Азбука здоровья», «Как здоровье, братец Лис»; «Мойдодыр»; «Королева Зубная щетка», «Планета вредных привычек», «Будь здоровье»

· «Смешарики» из цикла «Азбука здоровья»:

· «Скажи микробам нет», «Кому нужна зарядка», «Экономия времени», «Личная гигиена», «Здорово быть здоровым», «Распорядок».

· «В гостях у лета», «Дедушка и внучек», «Квака-задавака», «Матч-реванш», «Метеор на ринге», «Неженка», «Необыкновенный матч», «Олимпионики», «Отважные альпинисты», «Приходи на каток», «Самоделкин спортсмен», «Снежные дорожки», «Спортландия», «Старые знакомые», «Талант и поклонники», «Футбольные звезды», «Чемпион», «Шайбу».

3-й этап – Заключительный.

· Фоторепортаж «Неделя здоровья»

· Презентация

· Выставка рисунков и поделок: «ЗОЖ глазами детей»

· Выводы:

· - Погружение детей в тему недели даст им возможность глубоко осознать, прочувствовать то, что до них хочет донести педагог;

· - Работа в данном направлении будет интересна не только педагогам, но и родителям, так как они будут вовлечены в воспитательно - образовательный процесс, что позволит им сделать правильный выбор в развитии и сохранении здоровья своего ребёнка.

Литература

· 1. Алямовская В. Г. и др. Ребёнок за столом: Методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

· 2. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Разговор о правильном питании. Издательство: ОЛМА-ПРЕСС, 2005, - 72 с.

· 3. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ / Под ред. З.И. Берсеневой. — М: ТЦ Сфера, 2004. — 32 с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ».

· 4. Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. Разговор о правильном питании. / Методическое пособие. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.

· 5. Буянова Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина. – М. : АСТ, 1998

· 6. Коростелёв Н. От А до Я детям о здоровье. – М.: Медицина, 1987.

7. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье

19 ноября 2022 в 11:56

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.