Колодяжная Инна Сергеевна, воспитатель МДОУ ЦРР д/с «ПОЛЯНКА»
|
«Вулканы»Занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детского сада по теме «Вулканы» Цель:
Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением вулканов.
Материалы: проектор, ноутбук, карточки – символы, смайлики грустные и веселые, клубок ниток. Для проведения опытов: пищевая сода, моющее средство «Фейри», краска гуашь красного цвета, лимонная кислота или уксус 9 %, маленькие ложечки 9 на каждого ребенка), пробирки, воронки, камни обычные и пемза, макеты вулканов (на каждого ребенка) Интеграция образовательных областей:«социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», «познавательное развитие». Активизация словаря: очаг, магма, жерло, кратер, лава, кузнец.
Ход непосредственно образовательной деятельности: -Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся (дети проходят мимо гостей и поглаживают своей ладошкой ладошку взрослого).
Игра «Я и другие» Дети встают в круг, воспитатель предлагает детям поиграть. Вы знакомы друг с другом уже несколько лет. Наш детский сад – это второй Ваш дом. Здесь Вы проводите целый день: радуетесь и огорчаетесь, здесь ваши друзья. Все вы хорошо друг друга знаете .Чтобы бы вы хотели пожелать друг другу. Подумайте немного и пожелайте это тому, кто стоит рядом с вами. Воспитатель начинает разговор, обращаясь рядом стоящему ребенку с пожеланием, и затем передаёт ему клубок. Клубок должен обратно вернуться к воспитателю. Ребята, посмотрите, как тесно мы взаимосвязаны. Мы составляем единое целое. Каждый из нас очень важен и необходим, значит в этом целом. Если не будет хотя бы одного из вас, то нить оборвётся. Так давайте же будем дружными, внимательными друг у другу, будем помогать друг другу. Операционно – содержательная часть: Сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы .А что это будет, Вы сейчас узнаете, отгадав загадку.(слайд 1) -Проходите, присаживайтесь на стульчики. «Я плююсь огнем и лавой,
Вспомните, какое домашнее задание я Вам задавала.( узнать всё о вулканах) Как Вы справились с заданием, мы сейчас узнаем Вулканы изучают специальные ученые - вулканологи. С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан "спит", а когда "проснется" Воспитатель: Хотя извержение вулкана всегда вселяло в людей страх и ужас, но они жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут «спать» очень долго. Для того чтобы узнать когда вулканымогут проснуться, предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов постоянно следят ученые – вулканологи. Вулканологи пользуются специальным защитным снаряжением. Они носят одежду и обувь, которая не горит и не нагревается от высокой температуры. На голову надевают защитные каски. Для защиты от газов используют противогазы. В работе применяют специальные приборы для измерения температуры лавы, пепла, газов, видеокамеры и фотоаппараты, ведут хронологические записи. Эта работа очень важная и нужная. Вулканологи узнают, когда вулкан «спит», а когда «проснется», предупреждают людей об опасности. И так приступаем к изучению вулканов - А вы знаете, почему вулкан назвали вулканом? Об этом вы узнаете, если внимательно послушаете легенду, которые приготовили наши ребята. Рассказ легенды детьми (домашняя заготовка) Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посередине моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан» работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места. С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами. - Вы знаете кого называют кузнецом?( Слайд 2) Это люди, которые стоят у наковальни, бьют железным молотом по железу, раздувают огонь в горне. - В некоторых местах на Земле есть необычные горы. Они называются вулканами. Слово «вулкан» означает «бог огня».(слайд 2) - А почему его так называют, вы ответите сами в конце нашего занятия. -Когда вулканы «спят»(слайд 3), то мало отличаются от других гор. Но иногда они «просыпаются»(слайд 4), и тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы. Они окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. Когда куски лавы застывают получаются новые камни. -Ребята, вспомните пожалуйста, какие выбросы бывают из вулкана? (ответы детей: пепел, лава, бомбы, камни).(слайд 5,6) Практическая часть: Опыт №1 Давайте рассмотрим камни вулканического происхождения - пемзу и обычные камни. Когда лава вырывается из вулкана, на воздухе она остывает и затвердевает. Кусочки застывшей лавы - это и есть пемза. - Посмотрите на пемзу, какая она? (ответы детей) В пемзе много дырочек. - А у камней есть дырочки? - Дырочки в пемзе пустые или в них что-то есть? (ответы) В дырочках спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем обычный камень. - Как же это можно проверить? (ответы) - Предлагаю опустить пемзу и обычные камни в воду. (Опыт) Пемза - это камень, в котором много дырочек, где скапливается воздух. Пемза не тонет. - Какое открытие мы с вами сделали? (ответы) Действительно внутри пемзы пузырьки воздуха. Это потому, что лава кипела и бурлила, а потом так и застыла. - Ребята, а знаете, вулканы бывают действующие, спящие и потухшие. Физминутка Вулканы начали «вулканить» - Из жерла лаву извергать. (присесть, постепенный подъем на носочки) Вулкан гремит! Вулкан пыхтит! Как грозен он сейчас на вид! (руки поднять вверх, потянуться, сделать несколько встряхиваний расслабленными кистями рук, опустить руки вниз) Но вот он начал уставать - Огонь в нём начал угасать. (медленное опускание рук с одновременным приседанием вниз) Последний раз огнём дыхнул (сидя в приседе, долгий сильный выдох) И на десятки лет уснул. (складывают руки под щеку «засыпают, спят») Ребята, а Вы знаете, какие бывают вулканы?(действующие, спящие и потухшие) - Какой вулкан называется действующим? (ответы детей) Действующий вулкан - когда идет извержение вулкана. Во время извержения вулкан похож на разбушевавшегося зверя. - Какой вулкан называют спящим? (Ответы детей) Спящий - это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может в любой момент взорваться, проснуться. - Какие вулканы называют потухшими? (Ответы детей) Это те вулканы, которые работали в далеком-далеком прошлом. - Хотя извержение вулкана всегда вселяло в людей страх и ужас (слайд 8), но они жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут «спать» очень долго - Извержение вулканов угрожает жизни людей (слайд 10,11), лава разрушает здания, перекрывает дороги. Вследствие вулканических извержений на крышах зданий, домов накапливается мощные слои пепла, что грозит их обрушением. Пепел попадает в организм человека и животных, что вредно для здоровья, пепел представляет угрозу для воздушного и автомобильного транспорта. Вулканы способны уничтожить все живое в радиусе многих километров. - Ребята, закройте глаза, представьте, что мы живем у подножия вулкана в уютном доме, у нас есть собачка и маленький котенок, красивый автомобиль. Ученые – вулканологи предупредили о возможном извержении через неделю. Что же мы должны сделать, как поступить? (ответы детей: покинуть опасную территорию, закрыть все двери и окна, поставить автомобили в гараж, животных поместить в закрытые помещения, запастись продуктами питания и водой, найти возвышенное место) - И вот наш вулкан начал извергаться, что мы делаем теперь? (ответы детей: защитить голову от камней и пепла, избегать возможности находиться рядом с вулканом, укрыться на возвышенном месте). - Извержение закончилось, вокруг пепел, какие наши действия (ответы детей: защитить рот и нос марлевыми повязками, избегать езды на автомобиле, очистить от пепла крыши домов, чтобы они не обрушились). Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а есть ли польза от вулканов? Какую пользу может принести вулкан? (ответы детей) Воспитатель: Извержения порождают горную породу, используемую в строительстве, а так же дарят человеку горячую воду, энергию и даже драгоценные камни. Из вулканической пыли делают лекарства, удобрения. Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная. Вот такой огромный редис вырастил один из жителей японского города, и удобрением для него стала вулканическая пыль. - Молодцы, мне очень понравилось, как вы рассуждали. - Посмотрите на карту мира (слайд 12), красными треугольниками показаны крупные вулканы, очень много их на Земле. - Вулканы – несмотря на их грозность очень красивые горы(слайд 13). В нашей стране на Дальнем Востоке, Камчатке, тоже есть вулканы. Туристы приезжают туда полюбоваться красотой и удивительным миром вулканов.(слайд 14) Опрос детей, какие они знают вулканы. Есть ли вулканы в Забайкальском крае? Презентация Альберта Практическая часть: Опыт№2 - А сейчас мы с вами попробуем сами разбудить вулкан, мы превратимся в маленьких ученых – вулканологов и сами попробуем. Пока наш вулкан спящий, но сейчас мы его разбудим. Наблюдаем извержение вулкана (макет вулкана). Дети проходят к столам и проводится опыт по извержению вулкана. Кладем чайную ложку соды, моющего средства, добавляем красную краску. После чего готовые вулканы ставятся на середины столов и воспитатель сам добавляет лимонную кислоту (сок лимона). Наблюдаем извержение вулкана. Чтение стихотворения детьми. Вулканы начали "вулканить" -
Дети приглашаются в центр группы, где стоит маленький столик накрытый красивой салфеткой (под салфеткой макет вулкана, внутри сладкий сюрприз). - Ребята, но не все вулканы такие грозные, у меня есть вулкан, который не извергает камни, лаву, бомбы, а извергает сладкие подарки. (Из кратера макета достаются конфеты). -Скажите пожалуйста, что вы нового и интересного узнали из сегодняшнего занятия? - а давайте ответим на самый главный вопрос: почему же все-таки вулкан называют «богом огня»? Рефлексивно – оценочная часть: - Теперь возьмите смайлики по вашему настроению (детям предлагаются веселый и грустный смайлик) и оцените наше занятие, если всё понравилось возьмите весёлый смайлик, если что то не получилось или не понравилось возьмите грустный смайлик. Дети оценивают свою работу. Спасибо всем за работу. Вы у меня очень способные и замечательные. 19 ноября 2022 в 12:04
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.