Колодяжная Инна Сергеевна, воспитатель МДОУ ЦРР д/с «ПОЛЯНКА»
|
Проект «Валеология»Тема проекта: Формирование эколого-валеологических представлений у детей среднего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной работе, как средство реализации принципов ФГОС ДО. Постановка проблемы: В.А.Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы». Состояние здоровья детей дошкольного возраста является гарантом благополучия общества. По этим причинам проблема сохранения и укрепления здоровья детей становится актуальной в сфере дошкольного воспитания и образования. Одним из самых важных аспектов проблемы формирования у детей основ здорового образа жизни является работа детского сада с семьей. Ведь воспитание у дошкольников культуры здоровья без тесного сотрудничества с семьей практически невозможно. Поэтому перед нами встал вопрос о том, как добиться более тесного контакта с родителями, сделать их своими партнерами в нашем общем деле, деле формирования валеологической культуры здоровья, как части общей культуры человека, осознания здоровья, как жизненно важной ценности, воспитания ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды. Являясь частью природы, мы все отвечаем за то, чтобы природа сохранилась везде на нашей планете: в лесу – куда мы ходим отдыхать; в реке – где мы плаваем; в посёлке – где мы живем. Поэтому мы должны заботиться о себе, о своем здоровье, окружающих людях, чистоте воздуха и воды, всей окружающей среды. В связи с этим необходимы валеологизация образовательной среды и учебного процесса и формирование здоровьесберегающих условий в дошкольном образовательном учреждении и в семье. Актуальность проекта: Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней, в будущем. Важнейшим звеном непрерывного эколого-валеологического образования является дошкольное образование, основные задачи которого - заложить основы гармоничных отношений детей с окружающей средой, характеризующиеся проявлением познавательного, личностного, эстетического, практического аспектов, а также активностью по отношению к своему здоровью Дошкольный возраст- яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, именно в этот период начинается процесс социализации, происходит приобщение к общечеловеческим ценностям, закладывается фундамент здоровья. Сложившаяся экономическая и социальная обстановка вызывает беспокойство у людей. Особую тревогу мы испытываем за самых маленьких. Задача воспитателя состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Ребенок должен иметь представление о возможных травматических ситуациях опасных для здоровья, как вести здоровый образ жизни, понимать, что здоровье главная ценность в нашей жизни. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического взаимодействия у детей дошкольного возраста можно сформировать основы эколого-валеологической культуры, правильного и осознанного отношения к явлениям природы и валеологических представлений, так как оздоровление становится одной из главных социальных проблем. Стала интенсивно развиваться наука о здоровье – валеология, главным принципом которой является научить ребенка быть здоровым физически, психически, нравственно. Необходимо подчеркнуть, что решение данной проблемы чаще всего начинается со школьного порога. Представляется значимым начинать решение несколько раньше, еще с дошкольного детства, в условиях ДОУ. Самое главное – это научить человека правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказ от всего вредного. Широкие возможности для этого представляются через опытно-экспериментальную деятельность. В образовательном процессе экспериментирование является методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостях, закономерностях. Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, своего организма, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие познавательного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с эстетическими правилами жизни в обществе, с правилами здорового образа жизни. Цель проекта: Формирование у детей экологических знаний ,представлений о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни Задачи проекта: - создать обогащенную предметно-развивающую среду в группе для полноценного развития детей, отвечающей их возрастным возможностям, физическим особенностям и индивидуальным различиям; -развитие знаний о человеке через игровую и экспериментальную деятельность; - развитие у детей интереса к опытно-экспериментальной деятельности; - развитие любознательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса в процессе эксперимента, установление причинно-следственной зависимости, умения делать выводы; - разработать эколого-валеологические игровые занятия с использованием традиционных и нетрадиционных форм организации детской деятельности; - организовать единое образовательное пространство семьи и ДОУ в целях улучшения условий для здоровья ребенка и развития его личности. - уточнить представление детей об анализаторах человека: закрепить навыки обследования предметов с помощью соответствующих органов чувств; тренировать зрительные ощущения, обоняние, вкусовые ощущения. - Тип проекта: данный проект носит комплексный характер: включает в себя исследовательскую, познавательную и практическую деятельность. Участники: воспитатель, дети, родители, психолог, мед.сестра. Продолжительность: долгосрочный. Этапы реализации проекта: 1 ый этап – подготовительный(организационно-диагностический); 2 ой этап – практический; 3 ий этап – заключительный. 1 этап: Подготовительный: 1. Анализ научной и методической литературы. 2. Мониторинг на начало учебного года. 3. Разработка перспективного плана работы с детьми, родителями. 4. Подборка опытов с описанием проведения. 5. Организация предметно-развивающей среды. Содержание деятельности: Определение актуальности, проблемы, цели. Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми, результаты первоначального мониторинга. Создание условий для детского экспериментирования, познавательной активности. Подбор материала и оборудования для проведения опытов и изучение материала по данной теме. 2 этап: - Практический: Формы работы: Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями. Содержание деятельности: 1. Осуществить отбор тем, расширяющих представления дошкольников и своём здоровье, окружающем их мире и экологии. 2. Разработать эколого-валеологические занятия, включающие в себя различные виды игровой и экспериментальной деятельности детей. 3. Разработать рекомендации по валеологии, экологии и опытно-экспериментальной работе. 4. Организация и проведение консультаций для родителей на тему: «Валеология – наука о здоровье». 5. Проведение общего родительского собрания на тему: «Здоровье – богатство, его сохраним и к этому дару детей приобщим» 6. Внедрение игровых занятий, приёмов и мотиваций по выбранным темам, включающим в себя различные виды игровой деятельности дошкольников. Содержание деятельности: 1. Организация предметно-развивающей среды ( мини-лаборатории «Хочу всё знать» необходимым для опытов оборудованием, создание в группе исследовательского центра «Здоровье» добавить : ростомер, весы, сантиметровая лента, секундомер, плакаты,). 2. Работа с детьми: Рассматривание журналов, иллюстраций, чтение книг, беседы о здоровом образе жизни, образовательные ситуации, опыты, эксперименты, экспериментирование на прогулке, индивидуальная работа с детьми, дидактические игры, подвижные игры, труд в природе и в уголке природы, просмотр презентаций, мультфильмов «Про Бегемота, который боялся прививок», «Мойдодыр», «Федорино горе», «Уроки тетушки Совы», «Азбука здоровья», «Доктор Айболит» и т.д., рассматривание иллюстраций лекарственных растений. 3.Работа с родителями: – индивидуальные беседы с родителями; – информация по оздоровлению и профилактике в ДОУ: «Советы родителям: рекомендации по профилактике гриппа в период эпидемии, закаливание детей в домашних условиях, влияние витаминов и цвета на настроение и здоровье детей» и др.; – Папка – передвижка: «Валеология – наука о здоровье»; – деловые игры, тренинги «Психологические игры и упражнения»; – анкетирование, консультации, информационные буклеты, беседы, домашние задания, презентация проекта; - Оформление папки - передвижки "Азбука здоровья", "Как ты ешь" «Валеологические газеты. - Изготовление нестандартного физкультурного оборудования в спортивный уголок; - участие родителей в смотре – конкурсе «Создание предметно – развивающей среды с валеологическим сопровождением»; - участие родителей в общем родительском собрании; - проведение родительского собрания «Развитие познавательных способностей детей средствами опытно- экспериментальной деятельности». 3 этап – заключительный Формы работы:
В оздоровительную , познавательную и воспитательную направленность включены следующие мероприятия: 1. Дыхательная гимнастика; 2. Пальчиковая гимнастика (массаж пальцев); 3. Гимнастика для глаз; 4. Музыкотерапия (воздействие на эмоциональную сферу ребенка); 5. Самомассаж, водные процедуры, специальные оздоровительные игры; 6. Работа с природным материалом; 7. Занятия по ознакомлению детей с человеческим организмом через опытно- экспериментальную деятельность. Ожидаемые результаты: Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности; · Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах; · Обогатить предметно – развивающую среду в группе; центр «Здоровья» · Пополнить научно – методическую базу ДОУ по данному направлению работы. · Сформировать начальные представления о здоровом образе жизни у детей. Реализация проекта: Основываясь на анализе системы работы в детском саду, условиях и подходах к экспериментированию, как средству развития познавательной активности детей я спроектировала свою последующую работу, где реализация поставленных задач осуществлялась в рамках нерегламентированной образовательной деятельности. Совместную деятельность с детьми организовывала 1 раз в месяц по 20-25 минут во второй половине дня. Работа проводилась в организованном в группе «центре экспериментирования», в мини - центре «Здоровья» . После эксперимента не упускаю воспитательные моменты - дети самостоятельно наводят порядок на рабочем месте (почистить и убрать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом). Вся работа проходит с участием игрового персонажа Незнайка. Оборудование центра экспериментирования: игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, воздухом, емкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, предметы из разных материалов (деревянные катушки, резиновые массажные мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т.д.), пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности, разные виды мыла, губки, плакаты «Человек», иллюстрации лекарственных растений, напольные весы. «Воздух»: веревочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, вертушки, воздушный змей, султанчики, ленточки, флажки, флюгеры, парашют. План мероприятий по работе с детьми:
заключение Процесс воспитания и обучения в дошкольном учреждении предусматривает формирование у детей некоторых, постепенно усложняющихся с возрастом знаний и представлений профилактической направленности. Например, детям, помимо знаний о способах предупреждения некоторых заболеваний и причин их возникновения, необходимо понимать позитивную роль хорошего самочувствия и настроения, научиться управлять своими эмоциями, противостоять стрессовым ситуациям. Знание ребенком основ гигиены и элементарных медицинских сведений составляет фундамент формирования здорового образа жизни, способствующий, в свою очередь, эффективности всех оздоровительных мероприятий, проводимых в дошкольном учреждении и в семье. Помимо общепринятых рекомендаций по выполнению гигиенических норм, здоровый образ жизни предполагает воспитание у детей активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья. Здоровый образ жизни - один из важнейших факторов сохранения здоровья и благополучия ребенка, он определяет качество жизни, способствует лучшей адаптации организма к социально-педагогическим требованиям в дошкольном учреждении, к меняющимся жизненным бытовым ситуациям. Здоровый образ жизни определяется комплексом медико-гигиенических, социально-гигиенических, экологических условий. Реализация основ здорового образа жизни, помимо выполнения рационального жизненного распорядка и усвоения детьми правил гигиены, включает и полноценное питание, достаточную двигательную активность в течение дня, необходимый объем гигиенической грамотности в целом. По тому, как ребенок относится к своему здоровью и здоровью окружающих, можно судить о его гигиенической и общей культуре, ценностях и привычках. Развитие навыков здорового жизни ребенка происходит, как правило, не самопроизвольно, а в процессе систематического, целенаправленного воспитания и образования. Как и многие привычки, навыки здорового образа жизни формируются при соответствующих условиях в раннем и дошкольном детстве. По мере роста и развития ребенка они постепенно совершенствуются, их круг расширяется. Для прочного усвоения детьми элементарных принципов, составляющих основу здорового образа жизни, важно проводить с ними беседы и игры соответствующей тематики и использовать с этой целью разнообразные виды детской деятельности в течение дня. Усваивая элементы здорового образа жизни, ребенок лучше понимает правила поведения на прогулке, и ему, легче выбирать игру; он узнает о пользе здоровой пищи, дневного сна, режима дня. Недостаточная теоретическая разработанность ряда психофизиологических и медико-педагогических проблем в их взаимосвязи и недостаточная реализация существующих рекомендаций на практике нередко приводит к издержкам в области охраны здоровья детей, поэтому необходимо широко внедрять основы здорового образа жизни в повседневную оздоровительно-образовательную работу с детьми. Реализация принципов здорового образа жизни должна опираться на существующие и апробированные медико-педагогические установки, которые до сего времени полностью не используются. Только комплексный подход к успешному решению задач этой важнейшей сферы образования и обучения детей, их тесная связь с общими воспитательными и образовательными задачами способствуют достижению позитивных результатов в воспитании, обучении и оздоровлении детей. Важным компонентом здорового образа жизни можно считать и умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместные игры, быть доброжелательным. Демократический стиль воспитания, основанный на уважении к личности ребенка и доверии, развивает его активность, инициативу, общительность, способность самостоятельно принимать решения, психоэмоциональную устойчивость. И, наоборот, при авторитарном стиле воспитания, когда используются преимущественно приемы подчинения, вызывающие у ребенка реакцию отторжения, у них развиваются безынициативность, угнетенное состояние, негативизм, нередко-повышенная возбудимость, агрессивность. Формирование здорового образа жизни - это воспитание комплекса разнообразных навыков, правил, умений и знаний, которые дети могут применять на практике. Такой образ жизни создает у них мотивацию и стремление быть здоровыми, ценить хорошее самочувствие, уметь защитить себя и своих сверстников от вредных влияний среды и нежелательных контактов. Сформированные в раннем детстве навыки здорового образа жизни сохраняются и в дальнейшем. Ребенок, взрослея, будет всегда защищен от разнообразных вредных воздействий, с которыми ему неизбежно придется сталкиваться.
19 ноября 2022 в 12:09
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.