Колодяжная Инна Сергеевна, воспитатель МДОУ ЦРР д/с «ПОЛЯНКА»

Проект «Валеология»

Тема проекта: Формирование эколого-валеологических представлений у детей среднего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной работе, как средство реализации принципов ФГОС ДО.

Постановка проблемы:

 В.А.Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы».

Состояние здоровья детей дошкольного возраста является гарантом благополучия общества. По этим причинам проблема сохранения и укрепления здоровья детей становится актуальной в сфере дошкольного воспитания и образования.  

Одним из самых важных аспектов проблемы формирования у детей основ здорового образа жизни является работа детского сада с семьей. Ведь воспитание у дошкольников культуры здоровья без тесного сотрудничества с семьей практически невозможно. Поэтому перед нами встал вопрос о том, как добиться более тесного контакта с родителями, сделать их своими партнерами в нашем общем деле, деле  формирования валеологической культуры здоровья, как части общей культуры человека, осознания здоровья, как жизненно важной ценности, воспитания ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды.  Являясь частью природы, мы все отвечаем за то, чтобы природа сохранилась везде на нашей планете: в лесу  –  куда мы ходим отдыхать; в реке  –  где мы плаваем; в посёлке  –  где мы живем.  Поэтому мы должны заботиться о себе, о своем здоровье, окружающих людях, чистоте воздуха и воды, всей окружающей среды.

В связи с этим необходимы валеологизация образовательной среды и учебного процесса и формирование здоровьесберегающих условий в дошкольном образовательном учреждении и в семье. 

Актуальность проекта:

 Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней, в будущем.

Важнейшим звеном непрерывного эколого-валеологического образования является дошкольное образование, основные задачи которого - заложить основы гармоничных отношений детей с окружающей средой, характеризующиеся проявлением познавательного, личностного, эстетического, практического аспектов, а также активностью по отношению к своему здоровью

Дошкольный возраст- яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, именно в этот период начинается процесс социализации, происходит приобщение к общечеловеческим ценностям, закладывается фундамент здоровья. Сложившаяся экономическая и социальная обстановка вызывает беспокойство у людей. Особую тревогу мы испытываем за самых маленьких. Задача воспитателя состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но в том,  чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Ребенок должен иметь представление о возможных травматических ситуациях  опасных для здоровья, как вести здоровый образ жизни,  понимать, что здоровье главная ценность в нашей жизни.

В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического взаимодействия у детей дошкольного возраста можно сформировать основы эколого-валеологической культуры, правильного и осознанного отношения к явлениям природы и валеологических представлений, так как оздоровление становится одной из главных социальных проблем. Стала интенсивно развиваться  наука о здоровье – валеология, главным принципом которой является научить ребенка быть здоровым физически, психически, нравственно. Необходимо подчеркнуть, что решение данной проблемы чаще всего начинается со школьного порога. Представляется значимым начинать решение несколько раньше, еще с дошкольного детства, в условиях ДОУ. Самое главное – это научить человека правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказ от всего вредного. Широкие возможности для этого представляются через опытно-экспериментальную деятельность.

 В образовательном процессе экспериментирование является методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостях, закономерностях. Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, своего организма, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие познавательного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с эстетическими правилами жизни в обществе, с правилами здорового образа жизни.

Цель  проекта:

Формирование у детей экологических знаний ,представлений о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни

Задачи проекта:

- создать обогащенную предметно-развивающую среду в группе для полноценного развития детей, отвечающей их возрастным возможностям, физическим особенностям и индивидуальным различиям;

-развитие знаний о человеке через игровую и экспериментальную деятельность;

- развитие у детей интереса к опытно-экспериментальной деятельности;

- развитие любознательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса в процессе эксперимента, установление причинно-следственной зависимости, умения делать выводы;

- разработать эколого-валеологические игровые занятия с использованием традиционных и нетрадиционных форм организации детской деятельности;

- организовать единое образовательное пространство семьи и ДОУ в целях улучшения условий для здоровья ребенка и развития его личности.

- уточнить представление детей об анализаторах человека: закрепить навыки обследования предметов с помощью соответствующих органов чувств; тренировать зрительные ощущения, обоняние, вкусовые ощущения.

-

Тип проекта:

 данный проект носит комплексный характер: включает в себя исследовательскую, познавательную и практическую деятельность.

Участники: воспитатель, дети, родители, психолог, мед.сестра.

Продолжительность: долгосрочный.

Этапы реализации проекта:

1 ый этап – подготовительный(организационно-диагностический);

2 ой этап – практический;

3 ий этап – заключительный.

1 этап: Подготовительный:

1. Анализ научной и методической литературы.

2. Мониторинг на начало учебного года.

3. Разработка перспективного плана работы с детьми, родителями.

4. Подборка опытов с описанием проведения.

5. Организация предметно-развивающей среды.

Содержание деятельности:

Определение актуальности, проблемы, цели.

Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми, результаты первоначального мониторинга.

Создание условий для детского экспериментирования, познавательной активности.

Подбор материала и оборудования для проведения опытов и изучение материала по данной теме.

2 этап: - Практический:

Формы работы:

Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями.

Содержание деятельности:

1. Осуществить отбор тем, расширяющих представления дошкольников и своём здоровье, окружающем их мире и экологии.

2. Разработать эколого-валеологические занятия, включающие в себя различные виды игровой и экспериментальной деятельности детей.

3. Разработать рекомендации по валеологии, экологии и опытно-экспериментальной работе.

4. Организация и проведение консультаций для родителей на тему: «Валеология – наука о здоровье».

5. Проведение общего родительского собрания на тему: «Здоровье – богатство, его сохраним и к этому дару детей приобщим»

6. Внедрение игровых занятий, приёмов и мотиваций по выбранным темам, включающим в себя различные виды игровой деятельности дошкольников.

Содержание деятельности:

1. Организация предметно-развивающей среды ( мини-лаборатории «Хочу всё знать» необходимым для опытов оборудованием, создание в группе исследовательского центра «Здоровье» добавить : ростомер, весы, сантиметровая лента, секундомер, плакаты,).

2. Работа с детьми:

Рассматривание журналов, иллюстраций, чтение книг, беседы о здоровом образе жизни, образовательные ситуации, опыты, эксперименты, экспериментирование на прогулке, индивидуальная работа с детьми, дидактические игры, подвижные игры, труд в природе и в уголке природы, просмотр презентаций, мультфильмов «Про Бегемота, который боялся прививок», «Мойдодыр», «Федорино горе», «Уроки тетушки Совы», «Азбука здоровья»,  «Доктор Айболит» и т.д., рассматривание иллюстраций лекарственных растений.

3.Работа с родителями:

– индивидуальные беседы с родителями;

– информация по оздоровлению и профилактике в ДОУ: «Советы родителям: рекомендации по профилактике гриппа в период эпидемии, закаливание детей в домашних условиях, влияние витаминов и цвета на настроение и здоровье детей» и др.;

– Папка – передвижка: «Валеология – наука о здоровье»;

– деловые игры, тренинги «Психологические игры и упражнения»;

– анкетирование, консультации, информационные буклеты, беседы, домашние задания, презентация проекта;

- Оформление папки - передвижки "Азбука здоровья", "Как ты  ешь" «Валеологические газеты.

- Изготовление нестандартного физкультурного оборудования в спортивный уголок;

-  участие родителей в смотре – конкурсе «Создание предметно – развивающей среды с валеологическим сопровождением»;

- участие родителей в общем родительском собрании;

- проведение родительского собрания «Развитие познавательных способностей детей средствами опытно- экспериментальной деятельности».

3 этап – заключительный

Формы работы:
1. Мониторинг на конец учебного года
2. Сравнительный анализ результатов
3. Перспективы

Содержание деятельности:
Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми, результаты мониторинга на конец года.

В оздоровительную , познавательную и воспитательную направленность включены следующие мероприятия:

1. Дыхательная гимнастика;

2. Пальчиковая гимнастика  (массаж пальцев);

3. Гимнастика для глаз;

4. Музыкотерапия (воздействие на эмоциональную сферу ребенка);

5. Самомассаж, водные процедуры, специальные оздоровительные игры;

6. Работа с природным материалом;

7. Занятия по ознакомлению детей с человеческим организмом через опытно- экспериментальную деятельность.

Ожидаемые результаты:

Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;

· Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах;

· Обогатить предметно – развивающую среду в группе; центр «Здоровья»

· Пополнить научно – методическую базу ДОУ по данному направлению работы.

· Сформировать начальные представления о здоровом образе жизни у детей.

Реализация проекта:

Основываясь на анализе системы работы в детском саду, условиях и подходах к экспериментированию, как средству развития познавательной активности детей  я спроектировала  свою последующую работу, где реализация поставленных задач осуществлялась  в рамках нерегламентированной образовательной деятельности.

Совместную деятельность с детьми  организовывала 1 раз в месяц по 20-25 минут во второй половине дня.

Работа проводилась  в организованном в группе «центре экспериментирования», в мини - центре «Здоровья» . 

 После эксперимента не упускаю   воспитательные моменты -  дети  самостоятельно наводят   порядок на рабочем месте (почистить и убрать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).

Вся работа  проходит с участием игрового персонажа Незнайка.

Оборудование центра экспериментирования: игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой,  воздухом,  емкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки,  вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, предметы из разных материалов (деревянные катушки, резиновые массажные мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т.д.), пластмассовые стаканчики разной формы,  величины, степени прозрачности, разные виды мыла, губки, плакаты «Человек», иллюстрации лекарственных растений, напольные весы.

 «Воздух»:  веревочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, вертушки, воздушный змей, султанчики, ленточки, флажки, флюгеры, парашют.

План мероприятий по работе с детьми:

Срок проведения

Мероприятие, деятельность.

Шаг 1

Октябрь

Незнайка знакомится с культурно- гигиеническими навыками.

 

Формирование культурно - гигиеничесих навыков. Воспитание интереса к опытно-экспериментальной работе.

- Знакомство со свойствами мыла;

Проведение опытов:

- «Тонет-плавает»

- «Легкий-тяжелый»

- «Поиск воздуха»

Дидактическая игра «Узнай по запаху»;

«От простой воды и мыла, у микробов тают силы». Правила ухода за кожей. Защити свою кожу сам.

Проведение НОД «Мыло-фокусник»

Шаг 2

ноябрь

Незнайка узнаёт, зачем человеку нужен воздух.

«Зачем человеку нужен воздух» развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе.

- Беседа «Что такое воздух?»

- Дидактическая игра «Тонет- не тонет» (с киндер- яйцом)

Проведение опытов:

- с полиэтиленовым пакетом;

- с губкой;

- «Воздух в человеке»;

- «Не дышу»

- Чтение стихотворения А.Пушкина «Ветер, ветер, ты могуч»

Проведение НОД « Поможем Медвежонку».

Развлечение «Стёпка – растрёпка»

Шаг 3

Декабрь

Незнайка узнаёт, что вода главный источник всего живого.

«Научная лаборатория» уточнить и закрепить знания детей о воде и её значении для всего живого и человеческого организма.

- Познакомить детей со свойствами воды: жидкая, не имеет цвета, вкуса и запаха.

- Опыты с песком и водой;

- Опыты с молоком и водой;

- «Запах воды» (орган обоняния - нос);

- «Вкус воды» (орган осязания  -язык).

НОД «Научная лаборатория».

Шаг 4

Январь

Незнайка знакомится с главными помощниками человека.

«Главные помощники человека» продолжать формировать у детей представление о том, как части тела и органы чувств помогают знакомиться с окружающим миром.

- Игра «Отгадай по запаху»(массаж носа)

- Игра «Угадай, что звучит»(массаж ушей)

Исследование воды.

Массаж «Моё тело»

Игра « Отгадай на ощупь»

НОД «Наши помощники»

Шаг 5

Февраль Незнайка узнаёт о полезных и вредных продуктах.

 

Полезные и вредные продукты. Развивать познавательные способности ребенка. Воспитывать сознательное отношение к своему здоровью.

- Беседа о здоровье;

- Игра « Здоровые и больные слова»;

- Игра «Полезно и вредно;

- Опыт со сладкими газированными напитками;

- Опыт с чипсами;

- Массаж «Капуста»;

- Игра «Узнай на вкус»(соки);

- Игра «Магазин»

- Контрастотермия (замороженные фрукты, ягоды).

НОД «Полезные и вредные продукты».

Шаг 6

Март

Незнайка узнаёт для чего нужны солнце, воздух и вода.

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» Расширять знания детей о свойствах воды, воздуха и солнца через опытно- экспериментальную деятельность.

- Загадывание загадок о солнце. Беседа о солнце.

- Опыт «Сравнение пророщенного лука на подоконнике и в шкафу»;

- Динамическая пауза «Подсолнух»;

- Загадывание загадок о воздухе. Беседа о воздухе.

- Опыт «Как можно увидеть, почувствовать и услышать воздух»;

- Дидактическая игра «Чистый и грязный воздух»;

- Чтение стихотворения о воде. Беседа о воде: как вода влияет на наше здоровье.

- НОД «Солнце, воздух и вода, наши лучшие друзья».

Шаг 7

Апрель

Незнайка знакомится с лекарственными растениями Забайкалья.

Лекарственные средства – средства оздоровления организма человека. Способствовать накоплению знаний детей о лекарственных растениях Забайкалья.

- Рассматривание лекарственных трав (ромашка, крапива, одуванчик, подорожник, лопух, крапива, шиповник).

- Аутотренинг «Небо, солнце, природа»;

- Ароматерапия «Свежий воздух»;

- Загадывание загадок и лекарственных травах, рассматривание иллюстраций;

- Ритмическая игра «Одуванчик»;

- Игра «Собери траву»;(составление модели);

- Приготовление фиточая из сиропа Шиповника.

НОД «Лекарственные растения»

Шаг 8

Май

Незнайка знакомится, как же мы живём и как мы растём.

«Мы живём – мы растём» Продолжать знакомить детей с характерными этапами развития живых организмов, подвести к выводу, что мы – люди, являемся частью природы.

- Рассматривание фотографии, где дети совсем маленькие(сделать вывод: как они изменились или нет?);

- Работа по схеме (грудной ребёнок – ребенок дошкольник – юноша - мужчина);

- Что нужно для роста человека?(работа по схеме);

- Аналогичная работа (как маленький котенок, превратился в большую кошку?) работа со схемами;

- Игра «Угадай, что в коробочке» (фасоль);

- Опыт «Что надо сделать, чтобы фасолинка стала живой»;

- Психогимнастика «Зернышко»;

- Проращивание фасоли.

НОД « Мы живём – мы растём».

 

заключение

Процесс воспитания и обучения в дошкольном учреждении предусматривает формирование у детей некоторых, постепенно усложняющихся с возрастом знаний и представлений профилактической направленности. Например, детям, помимо знаний о способах предупреждения некоторых заболеваний и причин их возникновения, необходимо понимать позитивную роль хорошего самочувствия и настроения, научиться управлять своими эмоциями, противостоять стрессовым ситуациям. Знание ребенком основ гигиены и элементарных медицинских сведений составляет фундамент формирования здорового образа жизни, способствующий, в свою очередь, эффективности всех оздоровительных мероприятий, проводимых в дошкольном учреждении и в семье.

Помимо общепринятых рекомендаций по выполнению гигиенических норм, здоровый образ жизни предполагает воспитание у детей активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья. Здоровый образ жизни - один из важнейших факторов сохранения здоровья и благополучия ребенка, он определяет качество жизни, способствует лучшей адаптации организма к социально-педагогическим требованиям в дошкольном учреждении, к меняющимся жизненным бытовым ситуациям.

Здоровый образ жизни определяется комплексом медико-гигиенических,  социально-гигиенических, экологических условий. Реализация основ здорового образа жизни, помимо выполнения рационального жизненного распорядка и усвоения детьми правил гигиены, включает и полноценное питание, достаточную двигательную активность в течение дня, необходимый объем гигиенической грамотности в целом. По тому, как ребенок относится к своему здоровью и здоровью окружающих, можно судить о его гигиенической и общей культуре, ценностях и привычках. Развитие навыков здорового жизни ребенка происходит, как правило, не самопроизвольно, а в процессе систематического, целенаправленного воспитания и образования.

Как и многие привычки, навыки здорового образа жизни формируются при соответствующих условиях в раннем и дошкольном детстве. По мере роста и развития ребенка они постепенно совершенствуются, их круг расширяется. Для прочного усвоения детьми элементарных принципов, составляющих основу здорового образа жизни, важно проводить с ними беседы и игры соответствующей тематики и использовать с этой целью разнообразные виды детской деятельности в течение дня.

Усваивая элементы здорового образа жизни, ребенок лучше понимает правила поведения на прогулке, и ему, легче выбирать игру; он узнает о пользе здоровой пищи, дневного сна, режима дня.

Недостаточная теоретическая разработанность ряда психофизиологических и медико-педагогических проблем в их взаимосвязи и недостаточная реализация существующих рекомендаций на практике нередко приводит к издержкам в области охраны здоровья детей, поэтому необходимо широко внедрять основы здорового образа жизни в повседневную оздоровительно-образовательную работу с детьми. Реализация принципов здорового образа жизни должна опираться на существующие и апробированные медико-педагогические установки, которые до сего времени полностью не используются. Только комплексный подход к успешному решению задач этой важнейшей сферы образования и обучения детей, их тесная связь с общими воспитательными и образовательными задачами способствуют достижению позитивных результатов в воспитании, обучении и оздоровлении детей.

Важным компонентом здорового образа жизни можно считать и умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместные игры, быть доброжелательным. Демократический стиль воспитания, основанный на уважении к личности ребенка и доверии, развивает его активность, инициативу, общительность, способность самостоятельно принимать решения, психоэмоциональную устойчивость. И, наоборот, при авторитарном стиле воспитания, когда используются преимущественно приемы подчинения, вызывающие у ребенка реакцию отторжения, у них развиваются безынициативность, угнетенное состояние, негативизм, нередко-повышенная возбудимость, агрессивность. Формирование здорового образа жизни - это воспитание комплекса разнообразных навыков, правил, умений и знаний, которые дети могут применять на практике. Такой образ жизни создает у них мотивацию и стремление быть здоровыми, ценить хорошее самочувствие, уметь защитить себя и своих сверстников от вредных влияний среды и нежелательных контактов.

Сформированные в раннем детстве навыки здорового образа жизни сохраняются и в дальнейшем. Ребенок, взрослея, будет всегда защищен от разнообразных вредных воздействий, с которыми ему неизбежно придется сталкиваться.

 



 

 

19 ноября 2022 в 12:09

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.