Колодяжная Инна Сергеевна, воспитатель МДОУ ЦРР д/с «ПОЛЯНКА»
|
Проект мнемотехника«Раз речь не ясна, она не достигнет своей цели»(Аристотель)
Актуальность проекта Общение – важная составляющая жизни человека, ведь с самого рождения маленький человечек испытывает потребность в общении: сначала это необходимость в эмоциональном контакте, затем в совместной деятельности и, наконец, в сотрудничестве. В современных условиях развитая связная речь, коммуникабельность, как характерная особенность личности, просто необходимы. Они помогают легко ориентироваться в информационных, определяющих коммуникативную среду, технологиях (сеть Интернет, радио, телевидение и т.д.), решать проблемы диалога на внутриполитической и международной арене. Введение Федерального государственного образовательного стандарта пересмотрело отношение к детству, потребовало обновление форм и методов, содержания работы с воспитанниками, создания таких педагогических технологий, которые уважали личность ребенка, отвечали личностно-развивающему и гуманистическому характеру взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических работников Организации) и детей. Одним из направлений ФГОС является образовательная область «Речевое развитие» - это владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Всю необходимую для себя информацию дети черпают из интернета. Они мало общаются, речевой опыт детей ограничен, языковые средства несовершенны. На сегодняшний день в речи детей существует множество проблем: · трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; · бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ; · отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов; · односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение; · отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д · недостаточный словарный запас; · плохая дикция. При изучении индивидуального речевого развития детей дошкольного возраста выяснилось, что многие знания, которые ребёнок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослым действий с предметами, он легко усваивает, если это знания дают ему в виде действий с моделями, отражающими существенные черты изучаемых явлений. Поэтому целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования. Цель проекта: Развитие связной речи дошкольников средствами мнемотехники. Задачи проекта: · Изучить научно-педагогическую литературу по использованию мнемотехники для развития связной речи дошкольников. · Развивать умение детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации) · Развивать творческие способности воспитанников, умение составлять схемы и воспроизводить их, работать по образцу, по правилам, по инструкции. · Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей; целостного восприятия окружающего мира. · Способствовать формированию у дошкольников навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Новизна проекта заключается в целесообразном слиянии наглядности, плана высказывания и игрового характера деятельности. Действуя с пособиями, дети получают возможность использовать два сенсорных канала: визуальный (видят картину-схему, особенности цвета и формы), аудиальный (слышат пояснение воспитателя и рассказы сверстников). Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие – это первый этап в развитии мышления ребёнка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса. В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приёмы мнемотехники. Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания» - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и развитие речи. Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Мнемотаблицы используются в следующих случаях: · Для обогащения словарного запаса детей · При обучении составления рассказов · При пересказах художественной литературы · При отгадывании и загадывании загадок · При заучивании стихов Мнемотехника позволяет учитывать особенности каждого ребёнка в области познания. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. К.Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Гипотеза: Если систематически использовать мнемотехнику, то расширяется представление ребёнка об окружающем мире, сформируется связная речь, что в дальнейшем приведёт к развитию познавательной активности и коммуникативных навыков, которые в свою очередь помогут в социальной адаптации ребёнка. Научная основа данного проекта базируется на методических разработках Т.А.Ткаченко (предметно-схематические модели), Т.В.Воробьёвой (сенсорно-графические схемы), Т.В.Большевой (коллаж), В.П.Глухова (блоки-квадраты), Л.Н.Ефименковой (схемы составления рассказа) На основании анализа научной литературы выделились следующие подходы в работе с детьми: · Системный - мнемотехника используется в системе обучения и воспитания. · Личностный – мнемотехника используется с учётом возможностей и потребностей каждого ребёнка. · Диалогический – процесс обучения с использованием мнемотехники происходит в форме диалога. · Культурологический – с помощью мнемотехники ребёнок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить. · Информационный – ребёнок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире. Работа по речевому развитию детей с использованием мнемотехники опирается на следующие принципы: · Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребёнка; · Принцип научной обоснованности и практической применимости – содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования. Ожидаемые результаты реализации проекта: · Развитая связная речь воспитанников в соответствии с возрастом; · Активизация речевой деятельности детей; · Обогащение словарного запаса Повышение уровня умения детей общаться как со взрослыми, так и со сверстниками. Таким образом, данный проект: · выполняет государственный заказ по обеспечению предшкольной подготовки детей дошкольного возраста по развитию речи с включением в образовательную деятельность мнемотехники; · способствует речевому развитию детей дошкольного возраста, обозначенному в Федеральном государственном образовательном стандарте; · формирует у ребенка дошкольного возраста первичные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные). Практическая значимость проекта заключается в возможности его реализации в любых дошкольных образовательных организациях. Научно-методический ресурс: 1. Большова Т.В. «Учимся по сказке» Развитие мышления дошкольников с помощью приёмов мнемотехники.- СПб.: : « ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2001. 2. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.-.-СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2010. 3. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитие связной речи. « Логопед» 2008. 4. Ткаченко Т.А. «Использование схем в составлении описательных рассказов» Дошкольное воспитание. 1990.-%10 5. Ефименкова Л.Н. « Формирование речи у дошкольников». М. Дрофа 1985. 6. Широких Т.Т. «Учим стихи – развиваем память» Ребёнок в детском саду. 2004. 7. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115. 8. . Громова, О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет. Москва, 2005. 9. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб: Детство-Пресс, 2009 Модель реализации проекта: Традиционные фронтальные занятия, как форма организации образовательной деятельности, являющей приоритетной в более ранний периоды дошкольного воспитания, в настоящее время не является подходящей для развития речи воспитанников, так как позиция взрослого по отношению к ребенку не соответствует требованиям стандарта дошкольного образования. На современном этапе деятельность педагога в образовательной деятельности должна измениться коренным образом: воспитатель учит детей не бояться проблемных ситуаций, открывать новые знания, находить верное решение самостоятельно, творчески. Он не преподносит детям знания в готовом виде «на блюдечке». При таком сотрудничестве педагога с ребёнком деятельность дошкольника приобретает познавательно-исследовательский, поисковый характер. Развитие связной речи целесообразно в совместной организованной деятельности детей и педагога как наиболее доступной для этого возраста модели. В данном случае это непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию с использованием картинно-графических схем, которые способствуют развитию внимания, мышления, наблюдательности, образования наиболее отчётливых и правильных представлений об изучаемых предметах и явлениях. Материал занятий подобран так, что одно упражнение закрепляет, углубляет, показывает с разных сторон изучаемый в другом упражнении материал и идет от простого к сложному. В дошкольном возрасте процесс познания происходит эмоционально - практическим путем, поэтому каждый дошкольник - маленький исследователь большого мира. Необходимо научить не только воспринимать окружающую действительность: предметы, людей, явления, но и уметь использовать свои наблюдения и знания. Работа с мнемотаблицами проходит в несколько этапов: 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2. Осуществление перекодирования информации, т.е. преобразование из символов в образы. 3. После перекодирования информации осуществляется пересказ сказки (рассказа), стихотворения с опорой на символы и образы, т.е. происходит обработка метода запоминания. 4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы. Для детей среднего дошкольного возраста использовались цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: ягодка - красная, солнышко - жёлтое. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребёнок по памяти, используя мнемотаблицу, воспроизводит стихотворение целиком. Этапы работы над стихотворением (приложение № 4) : · Выразительное чтение стихотворения. · Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем ещё раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу. · Вопросы по содержанию стихотворения, помочь детям уяснить основную мысль. · Выяснить какие слова непонятны, объяснить в доступной для детей форме. · Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяют её с опорой на мнемотаблицу. · Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу. Описательный рассказ. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память ,мышление). Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание это анализ. Это ребёнку очень трудно. Считаю, что здесь важно научить ребёнка сначала выделять признаки предметов и вносить их в мнемотаблицу. Творческий рассказ. Чтобы рассказы детей были не однообразны, логично построены, существенную помощь окажут мнемотаблицы. Пересказ. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, её выразительность, умение строить предложения. Если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то своё внимание ребёнок уже концентрирует на правильном построении предложений. Существует множество приемов мнемотехники, но приемлемыми для дошкольников являются: группировка, классификация, поиск опорного пункта, схематизация, структурирование материала. Группировка – когда материал делится на части. Кроме того, материал можно разделить на определённые, чётко обозначенные части – классы. Другими словами, классифицировать информацию. Например, выделить: животных и растения, живые объекты и неживые и т.д. Этот приём называется классификацией. Эти приёмы хороши тем, что уменьшают нагрузку на память ровно во столько раз, на сколько частей или классов разделён необходимый для запоминания материал. Психика человека так устроена, что любая новая информация помимо нашей воли цепляет, как-то затрагивает старую, уже известную. Эти процессы называют ассоциациями, а способ – ассоциативным. Для того чтобы использовать эту способность для запоминания, достаточно задать ребёнку вопрос: что напоминает тебе это слово, этот рисунок? А напоминать новая информация может о чём угодно. Это зависит от опыта, уровня развития, пола ребёнка, актуального состояния и т.д. Поэтому никогда не стоит отвергать то, что предлагает ребёнок, даже если эта ассоциация кажется неудачной. Любая информация всегда содержит нечто, что может стать опорой для запоминания. Этот приём называется поиском опорного пункта. Например, для запоминания текста рассказа, сказки необходимо использовать несколько опорных пунктов. Это своего рода план для припоминания, или мнемический план. В ряде случаев дети легче запоминают материал, если его основное содержание изображается в виде схем. Этот приём называется схематизацией. Разрозненную информацию легче запомнить. Придумывая какие-либо связки, посредники, добавляя к запоминаемому что-то от себя. Этот приём называется достраивание материала. Нельзя не сказать о структурировании материала, при котором устанавливаются связи внутри материала, благодаря чему он начинает восприниматься как целое. Этот приём позволяет ребёнку хорошо запоминать, сохранять и воспроизводить любую информацию, ибо направлен на упорядочение материала. Этапы реализации проекта: 1 этап – подготовительный. · Изучение научно-педагогической литературы по использованию мнемотехники для развития связной речи детей; · Изучение опыта работы педагогов по использованию мнемотехники в сети Интернет (статьи, методические разработки, образцы схем); · Подбор и создание дидактических пособий (мнемодорожек, мнемотаблиц, коллажей, тактильных дорожек (ладошек); · Выступления на педагогическом совете ДОУ, на педагогическом часе об использовании мнемотехники для развития речи дошкольников; · Изучение исходного уровня индивидуального развития речи воспитанников (по методике Ю. А. Афонькиной); · Анкетирование родителей «Как Вы развиваете речь детей в домашних условиях?». 2 этап – практический. Работа с педагогами · Разработка перспективного планирования с использованием комплексно-тематического принципа (объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»; виды «тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»); · Разработка серии конспектов совместной образовательной деятельности по речевому развитию детей с использованием мнемотехники; · Обогащение методической базы, информационно-методических ресурсов по данной проблеме; · Консультации для педагогов по использованию мнемотехники для развития связной речи дошкольников; Взаимодействие с семьями воспитанников: · Консультации по вопросам развития связной речи детей с использованием мнемотаблиц, мнемодорожек; · Выпуск папок-передвижек «В помощь родителям»; · Выставка мнемотаблиц в родительском уголке для развития речи детей дома; · Привлечение родителей к совместному изготовлению мнемодорожек и мнемотаблиц для запоминания стихов к праздникам; 3 этап – заключительный: · Проведение изучения индивидуального речевого развития детей после реализации проекта; · Обобщение и распространение полученных результатов; · Выступление на педагогическом часе по данному вопросу. 19 ноября 2022 в 12:11
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.