Колодяжная Инна Сергеевна, воспитатель МДОУ ЦРР д/с «ПОЛЯНКА»
|
Составление рассказа «Северные олени»Составление рассказа по картине «Северные олени» Цель: развитие связной речи у детей и умение составлять сюжетный рассказ покартине. Задачи: Обучающие: учить подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животных; формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя, рассуждать над её содержанием), закреплять умение отвечать полным ответом при рассматривании и рассказывании сюжетной картины, устанавливать причинно – следственные связи, продолжать учить строить сложноподчинённые предложения. Развивающие : упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия; развивать слуховое и зрительное восприятие, произвольное внимание, память, диалогическую и монологическую речь.. Развивать предпосылки УУД, умения добывать самостоятельно знания. Воспитательные : воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его; оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор. Активизация словаря : Чум – разборное жилище, покрытое оленьими шкурами; Нарты – лёгкие сани для езды на собаках или оленях; Ягель – лишайник (мох, который служит кормом северным оленям.) Каюр – человек управляющий оленьей упряжкой или собачьей . Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие», «Физическое развитие». Материалы: географическая карта, картина «Северные олени», подзорная труба, запись музыкальной, подвижной игры «У оленя дом большой», модели «глаз», «рука», «нос», «ухо», цветок «Цветик – семицветик» презентация. Предварительная работа»чтение произведения В.Катаева «Цветик – семицветик», наблюдение на прогулке за снегом, работа с географической картой, поиск информации о Северной части нашей страны – дома, чтение художественных произведений и жизни Севера, рассматривание иллюстраций о народах Севера, работа с тактильными дощечками. Возрастная группа: подготовительная Практическая реализация I часть Организационный момент (дети встают в круг) Вот мы встали дружно в круг Чтоб отправиться нам в путь Будем говорить красиво, громко и неторопливо Что вокруг мы видеть будем Никогда не забудем. Воспитатель: Ребята, любите ли вы путешествовать. Куда и на чём можно отправится в путешествие? У меня в руках есть цветик – семицветик из произведения В. Катаева «Цветик – семицветик» сейчас, я сорву лепесток, мы произнесём волшебные слова (лети, лети лепесток…) и полетим, туда, где очень холодно, куда хотела попасть девочка Женя? (на Северный полюс), а мы с вами отправимся на Крайний Север нашей Родины. А какого цвета, девочка оторвала лепесток, чтобы оказаться на Северном полюсе? (синий) Лети, лети - лепесток Через запад на восток, Через север, через юг Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли Быть по моему вели Вели, чтобы мы вместе с ребятами оказались на Крайнем Севере нашей Родины. А пока летим сделаем гимнастику для язычка. Артикуляционная гимнастика: чистоговорка Ла-ла-ла, настали холода (хлопают в ладоши) Ул-ул-ул – холодный ветер дул – (делают тарелочки) Тель- тель- тель – на дворе метель (качают поднятыми руками) Тели – тели – тели – ведь день метут метели (сгибают руки в локтях и вращают кулачками перед грудью) IIчасть мотивационно – ориентировочная: Вот мы и оказались на Крайнем Севере нашей Родины (слайд картинка Север) Обратить внимание детей на карту Российской Федерации и предложить её рассмотреть. Беседа с детьми: - Как называется наша страна? (показать на карте Россию) В России живёт много разных народов, не только русские (какие народы проживают на Севере? – якуты, ненцы, коряки, чукчи и.т д) Что можно сказать о природе Севера? (там очень много снега, бывают сильные морозы, дуют холодные ветры, кружат метели, там короткое лето и очень долгая, длинная зима и т.д) IIIчасть поисково – практическая: Просмотр презентации - А как вы думаете, какая зима в тундре? (ответы детей - морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студеная) Какой снег зимой? (ответы детей - легкий, пушистый, блестящий, хрустящий, сверкающий, чистый, мокрый, колючий, рыхлый). Игра ТРИЗ «Снег по цвету какой»? (в кругу) Снег по цвету такой же белый, как -O-…..(молоко, сахар, вата, творог, снеговик, ромашка, зайчик зимой, медвежонок Умка, белый лебедь). Предложить вниманию детей картину «Северные Олени» (дать детям время самостоятельно рассмотреть картину) Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Подзорная труба» (использование метода подзорной трубы) Каждый из вас, через трубу увидит, только один предмет или одно живое существо. Посмотрите в волшебную подзорную трубу и скажите: кого или что вы там видите? (добиваясь от детей полных ответов) Рассматривание элементов на картине. Что изображено в центре на этой картине? Что это за животное? Где оно живёт? Какую пользу приносят олени? Чем они питаются? (Ягель – лишайникмох, который служит кормом северным оленям.) Музыкально - подвижная игра « У оленя дом большой» У оленя дом большой Он глядит в своё окошко Заяц по лесу бежит В дверь к нему стучится: «Стук – стук, дверь открой Там в лесу охотник злой!» «Заяц, заяц, забегай! Лапу мне давай» Воспитатель предлагает детям пофантазировать. Представим себе, что каждый из вас «вошёл в картину». Оказался там внутри картины (Модель «глаз») - Что вы видите вокруг себя? (Модель «нос») - Какой вокруг вас воздух? Чувствуете ли вы какие-либо запахи? (чистый, морозный,) (Модель «ухо») - Какие звуки рядом вы слышите? (крики Каюра, скрип снега, ) (Модель «руки») - Подойдите к нартам. Потрогайте, какие они на ощупь? Из чего сделаны? Одним словом какие?(деревянные, холодные) - Вы подошли к оленю. Погладьте его. Что вы чувствуете? Какой он? ( гладкий, тёплый, и т.д
- А теперь выйдем из картины. Воспитатель: (Вот мы с вами рассмотрели картину. Сами побывали там. Увидели и услышали много интересного.) Воспитатель предлагает придумать рассказ об оленях, обо всём увиденном, что изображено на картине. Составление рассказов детьми. Придумайте рассказ о жизнисеверных оленей, о малыше и об оленухе, о каюре, о чуме. Подумайте, как вы начнёте рассказ, о чём будете говорить и чем закончите. Не забудьте придумать название своего рассказа. Вариант рассказа образца. «Жили – были на севере оленёнок со своей мамой – оленухой. Оленёнок был совсем маленький, рожки у него только немножко выросли. Он неуверенно стоял на своих слабых ногах. А у оленухи – большие ветвистые рога, на длинной шее красивая голова. Она наклонилась, ест ягель и показывает оленёнку: «ешь, это вкусно вырастешь, большой и у тебя будут такие же большие и красивые рога и стройные, крепкие длинные ноги!» В левом углу картины расположен чум. Чум это переносное жилище человека, сверху чум покрыт оленьими шкурами, которые держат тепло в чуме и.т.д Для рассказывания дети могут объединиться в подгруппы. Выслушивая рассказы, воспитатель и другие дети оценивают рассказ, у какого был интересней, аргументируя свой выбор. Сорвать с детьми очередной лепесток, (зелёного цвета) произнести слова «Лети, лети лепесток…..будь по моему вели, чтобы мы снова оказались в группе». IV часть рефлексивно – оценочная Вот и закончилось наше путешествие, все мы благополучно вернулись в группу. Ребята, а вот скажите мне, кому понравилось путешествовать? У кого был самый интересный рассказ? Кому бы вы хотели отдать смайлик? 19 ноября 2022 в 12:15
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.