Колодяжная Инна Сергеевна, воспитатель МДОУ ЦРР д/с «ПОЛЯНКА»

Составление рассказа «Северные олени»

Составление рассказа по картине «Северные олени»

Цель: развитие  связной речи у детей  и умение составлять сюжетный рассказ покартине.

Задачи:

Обучающие: учить подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животных; формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя, рассуждать над её содержанием), закреплять умение отвечать полным ответом при рассматривании и рассказывании сюжетной картины, устанавливать причинно – следственные связи, продолжать учить строить сложноподчинённые предложения.

 Развивающие : упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия; развивать слуховое и зрительное восприятие, произвольное внимание, память, диалогическую и монологическую речь.. Развивать предпосылки УУД, умения добывать самостоятельно знания.

Воспитательные : воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его; оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор.

Активизация словаря :

Чум – разборное жилище, покрытое оленьими шкурами;

Нарты – лёгкие сани для езды на собаках или оленях;

Ягель – лишайник (мох, который служит кормом северным оленям.)

Каюр – человек управляющий оленьей упряжкой или собачьей .

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Материалы: географическая карта, картина «Северные олени», подзорная труба, запись музыкальной, подвижной игры «У оленя дом большой», модели «глаз», «рука», «нос», «ухо», цветок «Цветик – семицветик» презентация.

Предварительная работа»чтение произведения В.Катаева «Цветик – семицветик», наблюдение на прогулке за снегом, работа с географической картой, поиск информации о Северной части нашей страны – дома, чтение художественных произведений и жизни Севера, рассматривание иллюстраций о народах Севера, работа с тактильными дощечками.

Возрастная группа: подготовительная

Практическая реализация

 I часть Организационный момент (дети встают в круг)

 Вот мы встали дружно в круг

Чтоб отправиться нам в путь

Будем говорить красиво, громко и неторопливо

Что вокруг мы видеть будем

Никогда не забудем.

Воспитатель: Ребята, любите ли вы путешествовать. Куда и на чём можно отправится в путешествие? У меня в руках есть цветик – семицветик из произведения В. Катаева «Цветик – семицветик» сейчас, я сорву лепесток, мы произнесём волшебные слова (лети, лети лепесток…) и полетим, туда, где очень холодно, куда хотела попасть девочка Женя? (на Северный полюс), а мы с вами отправимся на Крайний Север нашей Родины. А какого цвета, девочка оторвала лепесток, чтобы оказаться на Северном полюсе? (синий)

Лети, лети - лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли

Быть по моему вели

Вели, чтобы мы вместе с ребятами оказались на Крайнем Севере нашей Родины.

  А пока летим сделаем гимнастику для язычка.

Артикуляционная гимнастика: чистоговорка

Ла-ла-ла, настали холода (хлопают в ладоши)

Ул-ул-ул – холодный ветер дул – (делают тарелочки)

Тель- тель- тель – на дворе метель (качают поднятыми руками)

Тели – тели – тели – ведь день метут метели (сгибают руки в локтях и вращают кулачками перед грудью)

IIчасть мотивационно – ориентировочная:

Вот мы и оказались на Крайнем Севере  нашей Родины (слайд картинка Север)

Обратить внимание детей на карту Российской Федерации и предложить её рассмотреть.

Беседа с детьми:

- Как называется наша страна? (показать на карте Россию)

В России живёт много разных народов, не только русские (какие народы проживают на Севере? – якуты, ненцы, коряки, чукчи и.т д)

Что можно сказать о природе Севера? (там очень много снега, бывают сильные морозы, дуют холодные ветры, кружат метели, там короткое лето и очень долгая, длинная зима и т.д)

IIIчасть поисково – практическая:

Просмотр презентации

- А как вы думаете, какая зима в тундре? (ответы детей - морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студеная)

 Какой снег зимой? (ответы детей - легкий, пушистый, блестящий, хрустящий, сверкающий, чистый, мокрый, колючий, рыхлый).

Игра ТРИЗ «Снег по цвету какой»? (в кругу)

Снег по цвету такой же белый, как -O-…..(молоко, сахар, вата, творог, снеговик, ромашка, зайчик зимой, медвежонок Умка,  белый лебедь).

 Предложить вниманию детей  картину «Северные Олени» (дать детям время самостоятельно рассмотреть картину)

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Подзорная труба» (использование метода подзорной трубы)

Каждый из вас, через трубу увидит, только один предмет или одно живое существо. Посмотрите в волшебную подзорную трубу и скажите: кого или что вы там видите? (добиваясь от детей полных ответов)

Рассматривание элементов на картине.

 Что изображено  в центре на этой картине?

Что это за животное? Где оно живёт?

Какую пользу приносят олени? Чем они питаются?  (Ягель – лишайникмох, который служит кормом северным оленям.)

Музыкально - подвижная игра « У оленя дом большой»

У оленя дом большой

Он глядит в своё окошко

Заяц по лесу бежит

В дверь к нему стучится:

«Стук – стук, дверь открой

Там в лесу охотник злой!»

«Заяц, заяц, забегай!

Лапу мне давай»

Воспитатель предлагает детям пофантазировать.

Представим себе, что каждый из вас «вошёл в картину». Оказался там внутри картины

(Модель «глаз»)

- Что вы видите вокруг себя?

(Модель «нос»)

- Какой вокруг вас воздух? Чувствуете ли вы какие-либо запахи? (чистый, морозный,)

(Модель «ухо»)

- Какие звуки рядом вы слышите? (крики Каюра, скрип снега, )

(Модель «руки»)

- Подойдите к нартам. Потрогайте, какие они на ощупь? Из чего сделаны? Одним словом какие?(деревянные, холодные)  

- Вы подошли к оленю. Погладьте его. Что вы чувствуете? Какой он? ( гладкий, тёплый, и т.д

 

- А теперь выйдем из картины.

 Воспитатель: (Вот мы с вами рассмотрели картину. Сами побывали там. Увидели и услышали много интересного.)

Воспитатель предлагает придумать рассказ об оленях, обо всём увиденном, что изображено на картине.

Составление рассказов детьми.

Придумайте рассказ о жизнисеверных оленей, о малыше и об оленухе, о каюре, о чуме. Подумайте, как вы начнёте рассказ, о чём будете говорить и чем закончите. Не забудьте придумать название своего рассказа.

Вариант рассказа образца.

«Жили – были на севере оленёнок со своей мамой – оленухой. Оленёнок был совсем маленький, рожки у него только немножко выросли. Он неуверенно стоял на своих слабых ногах. А у оленухи – большие ветвистые рога, на длинной шее красивая голова. Она наклонилась, ест ягель и показывает оленёнку: «ешь, это вкусно вырастешь, большой и у тебя будут такие же большие и красивые рога и стройные, крепкие длинные ноги!»

В левом углу картины расположен чум. Чум это переносное жилище человека, сверху чум покрыт оленьими шкурами, которые держат тепло в чуме и.т.д

Для рассказывания дети могут объединиться в подгруппы.

Выслушивая рассказы, воспитатель и другие дети оценивают рассказ, у какого был интересней, аргументируя свой выбор.

 Сорвать с детьми очередной лепесток, (зелёного цвета) произнести слова «Лети, лети лепесток…..будь по моему вели, чтобы мы снова оказались в группе».

IV часть рефлексивно – оценочная

 Вот и закончилось наше путешествие, все мы благополучно вернулись в группу. Ребята, а вот скажите мне, кому понравилось путешествовать? У кого был самый интересный рассказ? Кому бы вы хотели отдать смайлик?

19 ноября 2022 в 12:15

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.